Анализ деятельности МУ ЦППМСП КГО Челябинской области  за 2016 год.

Задачи:

1.Обеспечить организацию доступности образования для детей с ОВЗ.

2.Обеспечить создание условий для развития кадрового потенциала в профессиональном педагогическом сообществе Копейского городского округа.

3.Обеспечить создание современной модели ППМС сопровождения участников образовательного процесса в ОУ.

 

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТ

Мероприятия по эффективному функционированию и развитию муниципальной образовательной системы:

 

Проведение по запросу управления образования психологического сопровождения конфликтных ситуаций в ОУ

По жалобам родителей МОУ СОШ № 21, МДОУ № 8 (ф.1, ф.2) с помощью анкетирования, бесед, представленных организациями документов, проанализирован психологический микроклимат детских и педагогических коллективов, выявлен стиль взаимодействия педагогов с родителями, сделаны выводы, даны рекомендации специалистам службы сопровождения по устранению возникших  конфликтных ситуаций

Проведение экспертной деятельности специалистов службы сопровождения ОУ

Проведена экспертиза профессиональной деятельности  26 специалистов службы сопровождения (2015 год – 22 специалиста). Составлены экспертные заключения на учителей-логопедов (13), педагогов-психологов (8) учителей-дефектологов (5).  Увеличение количества аттестованных в 2016 году по сравнению с 2015 годом говорит о стабильности кадров службы сопровождения.

Организация и проведение Недели психологии.

В результате организации и работы творческой группы педагогов-психологов, под руководством МУ ППМСП проведена Неделя психологии, включающая  новые тематические задания.

Психологическое сопровождение участников государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

В 2015-2016 учебном году 111 обучающихся получили знания по вопросам психологии на тренинговых занятиях. С выпускниками 9 и 11 классов проведено 13 индивидуальных и 5 групповых консультаций.

Разработка городской психологической программы по профессиональному самоопределению обучающихся в образовательных организациях.

Проведено анкетирование среди педагогов-психологов ОО по направлениям деятельности в рамках профориентации обучающихся, составлен перечень методов диагностики и просвещения, используемых педагогами-психологами с целью профессионального самоопределения обучающихся. Утвержден тематический план работы.

Разработка современной модели ППМС сопровождения участников образовательного процесса

Проведено мониторинговое исследование с целью выявления потребности образовательных организаций в предоставлении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в кадровом обеспечении службы сопровождения. В мониторинге приняли участие 31 (из 33) дошкольное учреждение (№№ 10, 15, 21, 36, 4, 44 ,8 ,22 ,48 ,34 ,39 ,29 ,50 ,35 ,27 ,53 ,16, 7, 47, 43, 52, 13, 51, 2, 31, 40, 37, 18, 28, 5, 11) и 20 (из 23) общеобразовательных организаций (№№ 8, 4, 13, 48, 16, 21, 42, 32, 24, 43, 6, 45, 44, 23, 1, 2, 5, 7, 9, 11).

Результаты и выводы:

1)Общее количество детей школьного и дошкольного возраста, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в КГО составило 6274 человека.

2)Необходимо укомплектование, имеющихся в образовательных организациях ставок специалистами службы сопровождения: учителей-логопедов в ДО №№ 53, 36, в СОШ №№ 16, 4, 8, 45, 6, 42, 21, 32, 24, 2, 5, 9; педагогов-психологов в ДО №№ 35, 29, 22, 21, 47, 2, 40, 18, в СОШ №№ 16, 48, 8, 42, 9;  учителей-дефектологов в ДО №№ 53, 39, 34, 48, 36, 21, 7, 2, в СОШ №№ 16, 13, 5, 6, 42, 32, 24, 23, 8; социальных педагогов в ДО №№ 35, 29, 34, 48, 21, 15, 10, 52, 47, а также введение дополнительных педагогических ставок для работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, одаренными, с детьми, находящимися в ТЖС в ДО №№ 48, 36, 21, 2, в СОШ №№ 16, 21, 24, 2.

3)Согласно обозначенным в ходе мониторинга проблемам, в результате которых ОО и ДО испытывают затруднения в организации работы необходимо установить оптимальное межведомственное взаимодействие:

-В рамках договора о сотрудничестве между МУ ЦППМСП и образовательными организациями по осуществлению консультативной и коррекционно-развивающей помощи.

-Методическую помощь осуществлять через школу молодого логопеда, школу начинающего психолога, школу молодого психолога, методические объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Руководителям ОО взять на контроль данные направления работы, развивать данные виды работ в своих педагогических коллективах.

-Оказывать консультативную помощь родителям через постоянно действующий консультативный пункт в управлении образования администрации КГО.

-Продолжить работу в рамках просветительских проектов «Родительский университет», «Ветер перемен».

-Руководителям ОО обеспечить прохождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, одаренными, с детьми, находящимися в ТЖС, курсов повышения квалификации.

-Активизировать деятельность ППМ консилиумов по раннему выявлению и оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении, своем развитии и адаптации. 

-Разместить информацию о деятельности МУ ЦППМСП на информационных стендах ДО №№ 10, 51, ОО № 42.

Мероприятия по развитию системы специального

(коррекционного) образования и психологического сопровождения:

 

Организация и проведение анкетирования «Удовлетворенность качеством образовательных услуг, управленческими действиями администрации» в ОУ №№ 2, 7, 13, ДОУ №№ 52, 15.  Целью исследования  явилось  изучение эффективности  функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворенности  участников образовательного процесса качеством работы администрации и педагогов. В качестве показателя, фиксирующего соответствие действий  администрации   запросам  и ожиданиям  участников образовательного процесса, использовался показатель "удовлетворенность  качеством образования". Респонденты оценивали  степень  удовлетворенности  качеством  работы администрации образовательных учреждений и педагогов по следующим критериям:

u  организация воспитательного, образовательного  процесса;

u  профессионализм педагогов;

u  взаимоотношения  педагогов, администрации с родителями;

u  взаимоотношения педагогов с детьми;

u  учет индивидуальных особенностей детей в  учебно- воспитательном  процессе.

 

В мониторинге участвовало 575 респондентов  из 5 образовательных  учреждений города.

Результаты и выводы:

1) В каждой образовательной организации уровень удовлетворенности образованием распределился по двум параметрам: высокий и низкий. Большинство участников образовательного процесса отметили высокий уровень удовлетворенности качеством образования.

2) Педагоги  образовательных учреждений отмечают высокий уровень удовлетворенности условиями труда, социально - психологическим климатом в коллективе, сферой взаимоотношений с учениками и их родителями,  а также  сложившейся   системой  научно - методического обеспечения и возможностью  повышения профессионального роста.

3) Высокий показатель удовлетворенности управленческими действиями в оценках родителей  свидетельствует об эффективности  административно - управленческой  работы в  образовательных  учреждениях.

Предложения:

1) Рекомендовать  администрации образовательных учреждений эффективнее использовать  потенциальные возможности педагогов, обучающихся, родителей: тематические круглые столы  с активной формой взаимодействия  всех участников образовательного  процесса.

2) Продолжить обучение, воспитание и развитие личности обучающихся в инновационной системе, сочетая  различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы всех участников образовательного процесса.

Организация и методическое сопровождение творческих и проектных групп учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов

Методическое сопровождение творческих групп педагогов-психологов по подготовке к конкурсу психологических программ по «Родительским университетам», по подготовке к конкурсу проектов психолого-педагогических программ, по созданию городской психологической программы профессионального самоопределения обучающихся.  Непрерывно оказывалась методическая и консультативная помощь учителям-логопедам, учителям-дефектологам по их запросам, касающимся вопросов и проблем диагностирования учащихся, оптимального планирования практической деятельности, в особенности, в вопросах составления рабочих программ.

Комплексное  обследование детей с целью  определения уровня познавательного и личностного развития по запросу образовательных учреждений или родителей (законных представителей) 

Заявлено на ПМПК –  2016г. – 2500,  (2015г – 2200; 2014г. – 1900; 2013г. - 1764) Отмечается рост количества заявок на ПМПК, с увеличением в среднем на 12% в течение последних трех лет.

Осмотрено методом экспресс -диагностики -  1474 (первично)   и 925 (вторично), итого 2399 человек (2015г. – 2147; 2014г. - 1708; 2013г. - 1538), из них: 

дошкольников -  1117 (первично) и 809  (вторично) итого 1926, (2015г. 1694; - 2014г. – 1491; 2013г. – 1328),

школьников - 241 (первично) и 116 (вторично) итого 357,  (2015г. – 426; 2014г. - 217; 2013г. - 210). Увеличивается количество детей, осмотренных методом экспресс - диагностики, за последние три года в среднем на 13%. Дошкольники составляют 80% от всех детей, осмотренных на ПМПК. Это говорит о результативности ранней диагностики и коррекционной  помощи специалистов службы сопровождения в системе дошкольного образования.

На основании анализа заявок ОО, обращений населения и проведенной экспертно - диагностической деятельности в 2015-2016 учебном году  МУ ЦППМСП информирует управление образования о необходимости расширения сети специального коррекционного образования в образовательной системе КГО на 2016-2017 учебный год.

В 2015-2016 учебном году в образовательных организациях КГО функционировали - 31 специальный (коррекционный) класс, в которых обучалось 375 детей с задержкой психического развития.  Открыты десять  логопунктов в школах №№ 4, 7, 13, 23, 42, 43, 43 филиал, 44, 45, 48.

На 13 групп компенсирующей направленности стало больше по сравнению с прошлым годом за счет  уменьшения на  10 групп комбинированной направленности в результате чего улучшены специальные условия для детей с ОВЗ.

 

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Всего проконсультировано – 14025 человек (2015г. - 9122, 2014г. - 5438, 2013г. - 3037), из них:

педагогов – 2920 человек (2015г.  1234, 2014г. - 1155, 2013г. - 541),

родителей – 10645 человек (2015 г. – 7629, 2014г. - 4065, 2013г. – 2352),

детей – 460 человек (2015г. – 259, 2014г. – 180, 2013 – 144),

родителей детей-инвалидов  - 34, что в 2,4раза больше чем в среднем за последние три года.

В  2016 году отмечается увеличение потребности у участников образовательного процесса  в психолого-педагогическом сопровождении. Потребность родителей в данном сопровождении в 5 раз превышает потребность педагогов.

Предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

В 2016 г. специалистами службы сопровождения на базе образовательных организаций города, а также на базе МУ ЦППМСП, проведено 4625 коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, с детьми дошкольного и школьного возраста, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.  Общее количество детей получивших психолого-педагогическую помощь составило 6802 человека.  Из них:

-логопедическая помощь была оказана 2500 обучающимся,

-психологическая помощь - 2100 обучающимся,

-помощь учителя-дефектолога получило – 2202 ребенка.

В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий эффективность психолого-педагогической работы достигла положительных результатов.  98 % детей показали положительную динамику в развитии.

Мониторинг качества оказанных услуг в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, логопунктов.

Увеличилось количество детей с нарушениями речи, получающие психолого-педагогическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: 2013-2014 учебный год – 1288 детей, 2014 – 2015 учебный год – 1419 детей, 2015-2016 учебный год – 1490 детей.  Этот факт можно объяснить с высоким приростом числа детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих сопутствующий диагноз (ОНР с МДР; ЗПР и речевое заключение; ОНР и заикание); с увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями, имеющих уровень актуального развития соответствующей нижней границе возрастной нормы (низкий уровень осведомленности, незрелость эмоционально-волевой сферы).

В сравнении с 2014-2015 учебным годом абсолютное качество эффективности коррекционной работы в группах детей с нарушениями речи увеличилось: с 25, 6% до 32%. Всего 673 детям старшего возраста, имеющим логопедическое заключение ТНР, рекомендован второй год обучения.  Следует отметить, что в 2015-2016 учебном году существенно повысилась результативность работы с детьми подготовительного возраста с ТНР:

Показатели: чистая речь: 35% (2015) – 56% (2016),

количество детей со значительным улучшением и хорошей речью:

60% (2015) – 40% (2016)

количество детей без улучшения динамики уменьшилось 5% ( 2015) – 4% ( 2016).

Повышение эффективности качества коррекционной работы обеспечено за счет повышения компетентности педагогов, высокого процента охвата детей логопедической помощью, с рациональным использованием рабочего времени логопеда, функционирования школы молодого логопеда на базе МУ ЦППМСП.

         В 2015-2016 учебном году на школьных логопедических пунктах было выявлено 1279 обучающихся 809 обучающихся с нарушениями  письменной   и устной речи.  Из них зачислено – 333 человека, что составляет 26% из числа нуждающихся.

Из числа зачисленных выпущено – 171 человек с нормальной и улучшенной речью, что составляет 50% качества.  Оставшийся процент обучающихся подтверждает сложность, многообразную вариативность проявлений нарушений речи у детей.

Процент детей с чистой  и улучшенной речью, выпущенных после коррекционной работы на логопунктах школ стал выше показателей предыдущих лет (2012-2013 учебный год – 42 %, 2013 – 2014 учебный год – 41 %, 2014-2015 учебный год – 48%).

         С целью выяснения причин невысокого процента качества коррекционной работы  необходимо в 2016-2017 учебном году провести мониторинг качества оказываемых коррекционных услуг на логопунктах ОО КГО.

Коррекционную помощь в компенсирующих группах для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и задержкой психического развития в 2015-2016 учебном году получили 180 дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет, что на 6 человек больше чем в 2014 – 2015 учебном году.

           Эффективность коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья повысилась на 82% вместо 76% (2014-2015 учебный год), а абсолютное качество повысилось с 51% в 2014-2015 учебном году до 54% в 2015-2016 учебном году.  В 2013-2014 учебном году оно составляло-56%.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ связано с эффективностью работы учителей-дефектологов и отличной работой школы наставников с молодыми специалистами.

Скрининг речевого развития детей раннего (младшего) дошкольного возраста

 

2014

2015

2016

Из общего количество детей – 1695, нуждаются в логопедической помощи -  747, что составляет 44 %

Общее количество детей  – 1889 человек,  нуждаются в логопедической помощи – 1108 человек, что составляет 58,6 %.

 

Из общего количество детей - 2342 человек,  нуждаются в логопедической помощи – 1062 ребенка, что составляет  45,3 %.

 

Вывод:

По сравнению с 2015 г. общее количество детей раннего возраста в 2016 г. увеличилось на 453 человека. Из общего количества детей раннего возраста – 1062 человека (45% от общего числа детей), нуждаются в логопедической помощи.  Это на 46 человек (12,7%) меньше, чем в 2015г.

Уменьшение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, является следствием работы  программы «Родительский Университет», «Ветер перемен» для педагогов.

Однако, наличие детей с нарушением речи раннего возраста, свидетельствует о необходимости создания группы компенсирующей направленности для детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Результаты скрининга используются в планировании деятельности ПМПК с целью комплексного обследования детей и определения вида ППМС помощи, сроков и специальных условий образования.

Мониторинговое исследование детей с тяжелыми нарушениями речи (выпускников групп компенсирующей, комбинированной направленности)

Мониторинговым исследованием было охвачено 743 ребенка с тяжелыми нарушениями речи – выпускников групп компенсирующей, комбинированной направленности. 

Значительное улучшение (чистая речь) отмечена у 409 детей, что составляет 56% от общего количества выпускников, что на 24% выше по сравнению с прошлым годом.  более 56% от общего количества выпускников  детей получили максимальный эффект от коррекции в дошкольном возрасте, следовательно, не будут нуждаться в продолжении коррекционной работы в младшем школьном возрасте, у них  успешно пройдет процесс овладения навыками письменной речи.  Частичное улучшение речи (хорошая речь)  - 305 детей или 40% от числа всех детей выпускных групп.  Без улучшения речи – 29 человек (4%), что на 6% меньше показателя прошлого года . Следовательно, дети подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи не получившие должного эффекта от коррекции, будут нуждаться в продолжении коррекционной работы в начальной школе, в противном случае,  у них можно спрогнозировать трудности формирования письменной речи

Наиболее высокий процент эффективности коррекционной работы показали учителя-логопеды МДОУ №№  5, 15, 27, 28, 34, 35, 37, 40, 47, 48, 50, 51, 53, ДО МОУ СОШ №№ 2, 13.  В  МДОУ №№ 4, 8 при наличии высоких показателей эффективности коррекционной работы есть дети, у которых отсутствует положительная динамика.  В МДОУ №№ 7, 10, 14, 16, 18, 22, 29, 31, 36, 39, 43, 44, 45, 52, дети  групп компенсирующей, комбинированной направленности значительно улучшили качество речи.

Выводы:

1.В 2015-2016 учебном году эффективность коррекционной работы учителей-логопедов повысилась на 24% за счет функционирования школы молодого логопеда на базе МУ ЦППМСП.  57% учителей-логопедов имеют высокие показатели эффективности качества обучения, 43% - ниже среднего показателя.  Повышение эффективности качества коррекционной работы обеспечено. Проанализированы причины, вызывающим снижение качества логопедической коррекции относятся:

-неэффективное использование кадров (отправка логопедов в вынужденный отпуск, использование логопедов на замещение других специалистов учреждения во время образовательного процесса);

-неэффективное  использование рабочего времени логопеда

-недостаток практического опыта у молодых специалистов.

Предложения:

1.Специалисты управления образования и руководители ДОО имели предварительные  показатели  качества образования в каждой дошкольной образовательной организации для собеседования по разделу СОК «Создание условий для организации коррекционного образования».

2.Специалистами МУ ЦППМСП было принято решение проводить данный мониторинг ежегодно в  конце учебного года, при этом увеличить количество критериев  для определения качества коррекционной  логопедической работы.

3.МУ ЦППМСП продолжить работу «Школы молодого логопеда» с целью передачи практического опыта.

Сопровождение работы ПМП консилиумов образовательных организаций.

В соответствии Положением о ПМПк образовательной организации КГО (Приказ управления образования администрации КГО  от 18.09.2013г. № 357/4) выстроена схема взаимодействия между ТПМПК и ПМПк образовательных организаций, которая дает возможность иметь полную картину проблем ребенка и принять компетентное решение по выстраиванию образовательной траектории в пользу ребенка.

Работают психолого-педагогические консилиумы:

-  в ДОУ - 31 ПМПк; в СОШ  – 22 ПМПк.

В результате не исполнения Приказа управления образования администрации КГО от 18.09.2013г. № 357/4 отсутствуют  психолого-педагогические консилиумы: в ДОУ №№ 2, 19, 24, 40;  в МОУ СОШ №№ 21, 32; 15, 49.

      Особого внимания заслуживает деятельность ПМПк в МДОУ №№ 15, 27, 29, 50, 51, 52, 53; МОУ СОШ №№  4, 9, 13, 16, 42, 44, 47, МС(К)ОУ 6 и 8 вида. В этих образовательных организациях нормативно-правовая база службы сопровождения, документация ПМПк обновлена в соответствии с современными требованиями. Ведется работа по своевременному выявлению и комплексному обследованию детей раннего, дошкольного и школьного возрастов, имеющих ограниченные возможности здоровья в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации; профессиональному выстраиванию образовательного маршрута и индивидуальной коррекционной программы.

Социально-психологическое исследование обучающихся 5-11 классов склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ

В ходе социально-психологического исследования было проанкетировано 4885 человек. Полученные данные были направлены в региональный центр обработки информации тестирования для дальнейшего планирования профилактической работы среди обучающихся склонных к потреблению наркотических и психотропных веществ.

Реализация программы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей «Родительский университет», ее методическое сопровождение.

В 2015-2016 учебном году программа успешно прошла апробацию.  По отзывам родителей программа «Родительские университеты» востребована, необходима. По итогам учебного года в каждом образовательном учреждении прошло награждение родителей, активных и регулярно посещающих занятия «Родительского университета»; педагогов-психологов, наиболее ярко проявивших себя в реализации программы.

На 2016 – 2017 учебный год набран новый состав слушателей, определен лекторский состав, ответственные и руководители ТОК.

Конкурс методических материалов по темам программы «Родительский университет»

На очный тур было представлено 7 тематических программ. Программы представили руководители территориальных образовательных комплексов №№2, 4, 6, 7, 10, 11, 13, 15. Максимальный балл, который набрал конкурсант составил 40,1 балла.  Наибольшее количество баллов набрали Гамбург Г.П. (89%), Ежова С.В. (85%), Абрамец М.А. (83%). В номинации «Приз зрительских симпатий» большинство зрительских голосов получила тематическая программа «Дети с особыми образовательными потребностями» ТОК № 2 «Бажовский» и № 10 «Четвертый участок».  Эту программу представляла руководитель ТОК № 2 Абрамец М.А. (СОШ № 4). Она набрала  42% зрительских голосов.  Программа «Личностное развитие детей», представленная Масюк Т.Е., педагогом-психологом МДОУ № 45, членом творческой группы ТОК № 6 «Горняцкий» и  №14 «Центральный 1» набрала  30%  голосов зрителей. Программы,  представленные Ёлкиной С.А., Гамбург Г.П., Чигинцевой И.Г. получили от 4 до 15%% зрительских голосов. 

Выводы:

По итогам конкурса были награждены дипломом победителя -  ТОК № 15 «Тугайкульский»;  дипломом призёра – ТОК № 12 «Новостроевский», ТОК № 2 «Бажовский», ТОК № 10 «Четвёртый участок»; дипломом участника  ТОК № 4 «Железнодорожный», 6 «Горняцкий», 7 «Шаг на встречу», 9 «Второй участок», 11 «Афоновский», 13 «Пластмассовский», 14 «Центральный 1», 16 «Центральный 2»;  дипломом приза зрительских симпатий -  ТОК № 2 «Бажовский» и 10 «Четвёртый участок».

Предложения:

1.Опубликовать в сборнике «Родительский Университет» материалы победителей, призёров и лауреатов Конкурса методических материалов программы «Родительский Университет».

2.С целью обеспечения реализации программы «Родительский Университет» и создания системы психолого-педагогического просвещения родителей, руководителям ОУ проанализировать данный приказ, спланировать участие педагогов и специалистов в мероприятиях в рамках реализации программы «Родительский Университет»  в 2016-17  учебном году.

Конкурс проектов психолого-педагогических программ

Конкурс проводился в 2 этапа. На 1 этапе члены жюри проводили заочную экспертизу представленных на конкурс проектов программ. Из 6 представленных на конкурс  проектов психолого-педагогических программ  оргкомитет рекомендовал 5 педагогам-психологам принять участие в очном туре конкурса.

На втором этапе педагоги-психологи 6 образовательных учреждений представили свои программы: 4  человека из детских садов: № 5, 43, 48, 50, 53; 1 человек из МОУ СОШ № 45 и 1 педагог-психолог из МОУ «Начальная школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11».   Если в 2014 году увеличилось количество участников  конкурса с 2 до 20 человек, то в 2015 году уменьшилось на трое, а в 2016 году ещё на 11 человек уменьшилось.  Третий год подряд два  педагога-психолога  участвовали повторно (МДОУ № 48 (Анфалов А.А.), 43 (Бернгардт В.Ф.), представив уже другие программы.  То есть, из 100% специалистов, только 9% представили свои работы на конкурс, в 2015 году - 28%,  а в 2014г. -  37%.  Это на 11% меньше, чем в 2015г. и  на 28% меньше, чем в  2014 году.  91% педагогов-психологов не приняли участие в конкурсе. Основной причиной снижения числа участников явилось увеличение количества молодых специалистов работающих первый год в образовательных организациях.

Максимальный  балл, который получили конкурсанты,  составил в совокупности 24, 4 балла.  Наибольшее количество баллов набрали педагоги-психологи Макарова Е.В. (91%), Бернгардт  В.Ф. (88%), Борисова  Е.В. (88%).

В номинации «Приз зрительских симпатий» большинство зрительских голосов (67%) получила  программа Бернгардт Веры Фёдоровны «Спеши делать добро».  33% - программа «Развитие произвольных форм поведения старших дошкольников посредством игр с правилами» Макаровой Натальи Владимировны.

Выводы:

По итогам конкурса дипломом победителя были награждены-  МДОУ № 5, 43, 50, дипломом призёра - МОУ «Начальная школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11», дипломом лауреата  - МДОУ № 48, дипломом участника – СОШ № 45, дипломом «Приз зрительских симпатий» -  МДОУ № 43.

Предложения:

1.С целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,  руководителям ОУ проанализировать данный приказ, спланировать участие педагогов-психологов в смотре-конкурсе проектов психолого-педагогических программ в 2017 году.

2.Выпустить сборник психологических программ победителей и призёров конкурса.

3.Провести Конкурс проектов психолого-педагогических программ в феврале 2017 года с участием всех образовательных учреждений.

Мероприятия по развитию профессионального потенциала педагогических кадров:

 

Методическое сопровождение   Школы молодого психолога                                                

В 2015-2016 учебном году 8 педагогов-психологов общеобразовательных организаций (2014-2015 учебный год – 12 педагогов-психологов, 2013-2014 учебный год – 20 педагогов-психологов)  посредством практических занятий повысили профессиональную компетентность, углубили знания по вопросам профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, консультативной деятельности. Снижение количества педагогов-психологов, посещающих Школу молодого психолога, говорит о стабильности кадров педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях.

 

Методическое сопровождение  Школы начинающего психолога

В 2015-2016 учебном году 18 педагогов-психологов ДОУ (2014-2015 учебный год – 17 педагогов-психологов, 2013-2014 учебный год – 23 педагога-психолога)  посредством практических занятий повысили профессиональную компетентность, углубили знания по вопросам профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, консультативной деятельности. Снижение количества педагогов-психологов, посещающих Школу начинающего психолога, говорит о стабильности кадров педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Методическое сопровождение Клуба педагога-психолога

Отмечается повышение интереса у педагогов-психологов образовательных организаций к профессиональному общению посредством разнообразных форм деятельности (2013 -2014 учебный год – 30 % педагогов-психологов,  2014-2015 учебный год – 50 % педагогов-психологов, 2015-2016 учебный год - 75%).

Методическое сопровождение Школы молодого логопеда

В 2016 учебном году 16 учителей-логопедов, стаж работы которых составил менее 2 лет, посещали Школу молодого логопеда.  По сравнению с 2015 годом состав молодых учителей-логопедов увеличился на 25%.  Посредством семинаров-практикумов, практических занятий учителя-логопеды повысили профессиональную компетентность, углубили знания по вопросам профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, консультативной деятельности.

Организация и методическое сопровождение специалистов службы сопровождения к участию в конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог Челябинской области  - 2016» (методические совещания с участниками конкурса, работа в жюри, справка по результатам конкурса, обсуждения результатов конкурса на методических объединениях специалистов службы сопровождения)

 

15 педагогов-психологов приняло участие во II Региональном форуме практической психологии образования в г. Челябинске. Педагог-психолог Елкина С.В. (МОУ СОШ № 32) стала лауреатом конкурса «Педагог-психолог Челябинской области 2016).

Проведение  мастер – классов психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов

Распространен передовой опыт работы, повышен интерес у 100 % педагогических работников службы сопровождения к использованию современных образовательных технологий

Реализация программы «Ветер перемен»  по повышению психолого-педагогической компетентности руководителей и педагогов ОУ, ее методическое сопровождение

В течение трех лет программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов реализуется в большинстве образовательных учреждений КГО. В 2015-2016 учебном году в городской программе «Ветер перемен» приняли участие около 1300 педагогов (2014 -2015 учебный год – 1250 педагогов) из 11 общеобразовательных организаций и 21 дошкольного учреждения.   За время реализации программы разработаны темы с учетом требований ФГОС к «необходимым умениям», «необходимым знаниям» педагога.  Темы, касающиеся основных закономерностей, стадий, кризисов возрастного развития, индивидуальных психофизиологических особенностей детей и их влиянии на учебный процесс, освещены на мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах.  В ходе реализации программы отмечается заинтересованность и готовность педагогов осваивать психологические знания, а также сложность применения на практике полученных знаний.  В этой связи, содержательный материал программы обогащен практико-ориентированными методами. В целях дальнейшего психологического просвещения педагогов разработан 3 цикл программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Ветер перемен» на 2016-2017 учебный год.

Методическое сопровождение  МО учителей-дефектологов ДОУ

Систематизированы  методические наработки  учителей-дефектологов ДОУ. Выпущены сборники методических и практических материалов по программам коррекционно-развивающей направленности с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое сопровождение  МО педагогов-психологов (школьных и дошкольных образовательных учреждений)

Систематизированы  методические наработки педагогов-психологов, утвержден единый стандартизированный инструментарий. Выпущен сборник «Методические материалы к проведению занятий по программе «Родительские университеты»

Методическое сопровождение  МО учителей-логопедов (школьных и дошкольных образовательных учреждений)

Систематизированы  методические наработки учителей-логопедов. Выпущен электронный сборник «Логопедический вестник №4» на тему «Методико-диагностическая организация коррекционной работы учителя-логопеда по формированию навыков правильного звукопроизношения на этапе дифференциации звуков в группах детей с ТНР».

 

            В соответствии с вступившим в силу Законом Челябинской области от 30.10.2015г. № 249-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации» МУ ЦППМПСП совместно с финансово-экономическим отделом управления образования, увеличило штатные единицы, определила полномочия специалистов в зависимости от видов ППМС помощи, указанных в Уставе учреждения.  Выстроена новая модель ППМС помощи участникам образовательного процесса.  В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42), Федеральным государственным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 года № 373 (п.28), Федеральным государственным стандартом основного общего образования от 17.12.2010 года № 1897 (п.25), Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 года № 413 (п.25), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 года № 1155, с целью создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения успешного обучения и развития каждого ребенка в 2016 году специалистами МУ ЦППМСП разработан и утвержден нормативный документ «Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».  

Задача на 2017 год – 1. Совершенствование деятельности ПМПК. 2. Разработка и пополнение банка психолого-педагогических программ двух муниципальных услуг: 1) Психолого-педагогическое консультирование обучающегося, их  родителей (законных представителей) и педагогических работников. 2) Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающемуся.

 

 

 

 Задача: Оформление моделей сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми

 

  

Мероприятия по организации инновационной деятельности

 

Мероприятия по реализации целевой подпрограммы одаренных детей и талантливой молодежи:

 

Методическое сопровождение педагогов-психологов к участию в городской конференции НИО учащихся «Интеллектуалы ХХI века” секция «Психология»; проведение экспертизы

Победители конкурса среди учащихся 8-11 классов:

1 место – Шигапова Ирина, МОУ СОШ № 48, 9 класс  (педагог-психолог Корнилович О.В.);

2 место – Пантелеева Наталья и Григорьева Светлана, МУ ДО ДТДиМ Детско-юношеский клуб «Костер», 8 класс (педагог-организатор Прокопцева В.Ф.);

3 место – Богданова Елизавета, МОУ СОШ № 7, 10 класс  (учитель истории и обществознания МОУ СОШ №7 Иванова М.С..).

Педагоги-психологи МОУ СОШ № 44, 48 регулярно выставляют конкурсантов на участие городской конференции НИО учащихся «Интеллектуалы  XXI века», и конкурсанты всегда занимают призовые места.

Победители конкурса среди учащихся 5-7 классов:

1 место – Коняшова Мария и Бекленищева Дарья, МОУ СОШ № 48, 6 класс (педагог-психолог Корнилович О.В.);

2 место – Шарипова Дарья и Решетняк Софья, МОУ СОШ № 44, 5 класс (педагог-психолог Ежова С.В.);

3 место – Гарбовский Алексей, МОУ СОШ № 16, 7 класс (педагог-психолог Травянова А.Л.).