История реализации городской программы по повышению психолого - педагогической компетентности педагогов "Ветер перемен"

 

         В результате запроса Управления образования Копейского городского округа о создании и реализации программы, удовлетворяющей требованиям ФГОС в отношении психологической компетентности педагогов, психологами МУ ЦППМСП Харченко Т.Ю., Васильевой Е.А. совместно с психологами образовательных учреждений КГО Веселовацкой Т.П., Ежовой С.В., Поповой Е.Р., Нефёдовой О.А. была разработана программа «Ветер перемен». 

         Программа «Ветер перемен» была представлена 27 марта 2014 года на Педагогическом Форуме.  В 2014-2015 учебном году программа реализовывалась в 15 школах и 20 детских садах по следующим темам:

·        осенью 2014 года был проведен семинар по теме «Индивидуализация обучения, как необходимое условие сохранения психологического здоровья обучающихся»;

·        зимой 2015 года - «Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического здоровья»;

·        весной 2015года - «Как воспитывать, но не калечить»;

·        весной 2015года - «Школьная конфликтология».

         Итогом завершения программы «Ветер перемен» в 2014-2015 учебном году стало проведение среди педагогов школ и детских садов анкетирования по результатам реализации программы.  Анализ анкетирования показал следующие результаты:

·        самой значимой была названа тема «Индивидуализация обучения, как необходимое условие сохранения психологического здоровья обучающихся»;

·        большинство педагогов высказали интерес и желание продолжать данную программу и разобрать психологические аспекты межличностных отношений в коллективе, особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также определили наиболее актуальную профессиональную проблему - эмоционального выгорания самих педагогических работников.

         Анализ реализации программы в 2014-2015 учебном году поставил перед создателями программы следующую приоритетную  задачу на 2015 - 2016 учебный год: содействовать сохранению психологического здоровья педагогов.

         В 2014 году программа "Ветер перемен" приняла участие в областном интернет конкурсе программно - методических материалов "Обучение без границ" в номинации "Психолого - педагогическое просвещение педагогов, родителей детей с ограниченными возможностями и содействие атмосферы сотворчества". Авторы программы были отмечены сертификатами участников конкурса.

         В 2015 - 2016 учебном году программа "Ветер перемен" реализовывалась по теме " Профилактика профессионального выгорания педагогов".  Занятия были проведены в городскую Неделю психологии и в весенние каникулы.

         Создателями второго курса программы "Ветер перемен" стала творческая группа педагогов - психологов образовательных учреждений города.  Галина Павловна Гамбург и Ксения Григорьевна Брынских разработали основную часть курса.  Светлана Викторовна Ежова, Ирина Георгиевна Ранавнаут, Зиля Габдрауфовна Лукманова, Светлана Александровна Елкина, Татьяна Павловна Веселовацкая, Андрей Анатольевич Анфалов активно принимали участие в творческой группе и наполнили программу дополнительными материалами.

         На основании анализа отчетов педагогов - психологов образовательных учреждений КГО о проведении программы в течение 2015 - 2016 учебного года, был сделан вывод о практической значимости «Ветра перемен".

         На 2016 - 2017 учебный год определены задачи по реализации программы:

1.     повысить уровень знаний педагогов в области возрастной психологии;

2.     развить умения и навыки предупреждения и преодоления трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.

 

 

 

 

  

Старт 3 курса городской программы по повышению психологической компетентности   " Ветер перемен" 2016 -2017 учебного года.

 

21  сентября  в МУ ЦППМСП  прошло  первое заседание творческой группы по разработке  методических  материалов городской программы " Ветер перемен" на новый учебный год .  Педагоги - психологи образовательных учреждений Копейска :  Гамбург Галина Павловна( СОШ № 16, МДОУ № 15) , Макарова Наталья Владимировна( МДОУ № 50) , Самарина Светлана Николаевна( СОШ № 13), Чигинцева  Ирина Григорьевна ( МДОУ № 39),  Абрамец Марина  Александровна ( СОШ № 4),  Атрощенко  Наталья   Юрьевна (МДОУ № 37), Ежова Светлана Викторовна ( СОШ № 44), Веселовацкая  Татьяна Павловна ( МДОУ № 29)  активно включились в работу.

Итог работы группы:

1) Определены темы программы.

2) Сформированы группы по разработке  тем.

 

 

Программа повышения психолого - педагогической  компетентности педагогов

«Ветер перемен»

2016-2017

Актуальность программы

    За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы продвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитанию самостоятельной, ответственной и социально - активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный Приказом Министерства и науки Российской Федерации  провозглашает новую цель образования: воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

    Конечно, воспитание  и  обучение учащихся в соответствии с новым стандартом, требуют от педагога достаточной личностной зрелости, устойчивой самооценки, собственной независимой позиции  и психологических знаний.  Но современная подготовка  педагогов в вузах не обеспечивает практических навыков в области психологии личности. Поэтому  педагоги вынуждены действовать методом проб и ошибок.

    Основной формой педагогической деятельности является учебное взаимодействие между учителем и учеником. И педагог, имеющий те или иные нарушения психологического здоровья, может проецировать на ребенка или класс в целом собственные эмоциональные проблемы, что будет способствовать закреплению нарушений, уже имеющихся у детей. А детям всегда нужен взрослый как образец для подражания.  Дети  тянутся к эмоционально устойчивым людям. 

    Кроме того, современный ритм жизни, когда родители мало бывают со своими детьми и не дают им образцов для идентификации, ставит вопрос о необходимости  эмоциональной стабильности, зрелости личности педагогов все острее и острее.

         Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности педагогов Копейского городского округа, для освоения  психологических знаний, приемов и методов, которые повысят эффективность и качество взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Формы работы:

·        групповая

Методы реализации:

 Программа предусматривает проведение  занятий   в каникулярное время 2016-2017  года:  в дни осенних каникул, в дни зимних каникул, в дни весенних каникул - для . продолжительностью 2 часа. Формат - лекция с элементами тренинга.

Занятия проводятся психологами образовательных учреждений, с опорой на базовые знания, по утвержденному календарно - тематическому.

Задачи:

·        повышение  уровня знаний в области  возрастной психологии, психологии личности  педагогического сообщества Копейского городского округа;

·        возможность осуществлять свою профессиональную деятельность, не нарушая психологического здоровья учащихся, а повышая его уровень;

·         умение разрабатывать индивидуальную траекторию обучения учащегося, опираясь на психофизиологические особенности детей;

·        овладение навыками самопомощи при возникновении трудных профессиональных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематический план:

 

Тема

Время и место проведения

Формат

1. Эмоциальное  благополучие  детей

В дни осенних каникул:

ноябрь 2016  года.

Образовательные    организации  города

 

Мини - лекции, практические упражнения, диагностика

2. Счастлив быть учителем

В дни зимних каникул:

январь 2017 года.

Образовательные    организации  города

Мини-лекции, практические упражнения

3. Позитивная Я - концепция  и самооценка как ресурс личностного развития

В дни  весенних каникул:

март 2017 года.

Образовательные организации  города

Семинар-практикум с элементами тренинга

  

Литература

1. Вачков И. В.  Программа  развивающих занятий.- М.: Генезис, 2012.

2. Млодик И. Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему.- М.: Генезис, 2010.

3.  Млодик.И. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога.- М.: Генезис, 2008.

4. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами.- М.: Генезис, 2008.

5.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.