Рекомендации перед ЕГЭ

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Рекомендации перед ГИА

 

 

Психологическая поддержка участников ГИА

(рекомендации для родителей)

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для  подростков потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим родительская  помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

·         Забыть о прошлых неудачах ребенка,

·         Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

·         Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

 

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, выражения лица, интонации.

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

·         Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзамену - на какие предметы или темы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема работоспособности, хорошо знакомые темы - в часы спада, когда это требует меньших энергетических затрат. Если ему лучше запоминается ночью - пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком "Садись немедленно за учебник! ", не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен - ерунда, что не надо переживать,  у тебя их ещё  будет сколько угодно. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

·         Ознакомтесь со  список вопросов к экзамену (можно найти в интернете на сайте  ЕГЭ, есть много печатных материалов). Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов математики, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше для него.

·         В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

·         Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы подросток обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетических напитков), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

·         Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью.
* Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от  письменных и устных ответов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·         Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).

Польза – в том, что ребенок в это время структурирует учебный материал.

Вред – нельзя

·         Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр.

·         Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, грецкие орехи, курага, фрукты, мед  стимулируют работу головного мозга.

·         Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

подходит любая физическая работа (уборка, стирка, мытье посуды)

·         спортивные занятия;

·         контрастный душ

·         громко спеть свою любимую песню;

·         покричать то громко, то тихо;

·         погулять по лесу;

·         потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Лучше использовать перечисленные способы снятия нервного напряжения, чем использование каких-либо успокоительных препаратов, тем более перед экзаменами, чтобы не получить обратный эффект – излишнюю заторможенность.

·         Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечивает полноценный отдых и восстанавливает силы. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена ребенок прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма перед испытанием, каким является экзамен.

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание утомительно для нервной системы,  ведет к нарастанию эмоционального напряжения.

            Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут "взять себя в руки". Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться - установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.

·         Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие.

А перед экзаменом, не забудьте пожелать доброе, позитивное, жизнеутверждающее: "Ни пуха, ни пера», «Всего доброго!», «Доброго пути,  помни, что я мысленно с тобой» и т. д., то есть те позитивные фразы, слова напутствия, которые чаще всего употребляете в вашей семье, когда хотите поддержать близкого родного вам человека.

Удачи вам и вашим детям, пусть желания, надежды оправдаются, вы со своими детьми с достоинством выдержите эти испытания!

 

Также ознакомиться с советами психолога можно на Официальном информационном портале ГИА, перейдя по указанным ссылкам:

 

http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/psychologist/ 

http://ege.edu.ru/ru/classes-11/psych/ 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»