Кинезиологические упражнения

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Кинезиологические упражнения

 

 

   С каждым годом в  общеобразовательную школу приходит немалое количество детей, имеющих такие отклонения от условной возрастной нормы, как логоневрозы, дисграфия, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память, да и гораздо более серьёзные проблемы (ЗПР, аутизм и т.д.)

    Отклонения в развитии выявляются при обследовании детей школьными специалистами, и только тогда родители впервые узнают о проблемах своих детей: затруднениях в усвоении школьной программы. В семье, как правило, достаточно болезненно воспринимают подобную ситуацию. К ребёнку нередко начинают применять различные «карательные» меры, которые на самом деле не исправляют, а усугубляют положение вещей, а он продолжает плохо учиться. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ, являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром.

    Учёными в области дефектологии (П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Т. Шацким) доказано, что дети с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.

    Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу ЦНС. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов – природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге. Более 40 лет назад американским психологом П. Деннисоном была разработана программа «Нейрогимнастика» или «Гимнастика мозга». ( ж. «Логопед» №7/2013 , стр. 6-13)

    Упражнения этой программы относятся к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология   учение об активизации созданных природой механизмов работы мозга по средствам физических движений тела.

   Методики, используемые в этой программе, позволяют не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование всех психических процессов.  И что очень важно для логопедических детей, снизить утомляемость и повысить способность к произвольному самоконтролю, при активном развитии межполушарного взаимодействия.

   Одно упражнение из этой программы мы обязательно рекомендуем учащимся, их учителям и родителям. Называется это упражнение «Вода».   Очень нравятся детям такие упражнения как: «Кулак-ладонь», «Кулак-ладонь-ребро», «Паучок» и рисование двумя руками, которые стимулируют межполушарное взаимодействие, снимают избыточное напряжение, что очень важно для выработки саморегуляции и улучшают координацию движений.

 

«Вода»

Необходимо сделать столько глотков обычной чистой питьевой воды, насколько есть потребность в этом. Упражнение приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности. Особенно необходим приём воды перед контрольными работами или в ситуациях возможного стресса.

 

«Кулак – ладонь»

Обе руки лежат на столе. Одна рука сжата в кулак, другая расправлена ладонью вниз.

Слегка подкидывая руки над столом,  меняем их положение. Упражнение выполняем под счёт (1, 2, 3, 4.). Ускоряя темп от занятия к занятию.

 

«Кулак – ладонь – ребро»

Обе руки лежат на столе в положении «кулак». Слегка подкидывая руки над столом,  меняем их положение на «ладонь», затем – на «ребро» ( обе руки – со стороны мезинца), проговаривая: «Кулак – ладонь – ребро» и т.д.

 

«Паучок»

Руки на уровне груди согнуты в локтях. Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки,  при этом одна рука повёрнута к груди ладонью, другая – тыльной стороной кисти. Дальше переворачиваем ладони, так же соединяя пальцы. Потом соединяем с большим пальцем средний, затем – безымянный, затем – мизинец и возвращаемся назад в обратном порядке.

 

Рисование двумя руками одновременно.

Рисуем в воздухе указательными пальцами, затем на столе пальцами и потом на листе бумаги одновременно двумя руками. Рисовать можно любые предметы, имеющие симметрию относительно вертикальной оси.

Например: «Бабочка». Ставим указательные пальцы в одну точку, примерно на уровне груди. Проговариваем: «Большие крылья». Ведём пальцы слегка вверх – в стороны, закругляем -  вниз, закругляем – слегка вверх, соединяем. Так же, но с меньшей амплитудой: «Маленькие крылья»… Затем поднимаем пальцы параллельно вверх: «Туловище», далее круг снизу вверх: «Голова» и в разные стороны: «Усики».

 

    Использование кинезиологических упражнений на уроках, в качестве физминутки, соревнования на перемене даёт как срочный, так и накопительный (кумулятивный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации эмоционального состояния. Делайте упражнения вместе с детьми и отсрочите проявления склероза. Желаем успехов!

 

Учитель-логопед О.А.Пономарева

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»