Музыкотерапия в педагогике

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Музыкотерапия в педагогике

 

 

     На этапе формирования навыков фонации, стабильности произнесения звуков, высоты голоса, темпа у детей с дизартрией и слитности речи у заикающихся детей мы используем приёмы звукотерапии. Но использовать эти приёмы можно и в обычной жизни, и на уроках и не только детям... Звукотерапия обладает эффективным  психотерапевтическим воздействием на эмоциональную сферу человека и широко применяется в лечебной практике, особенно при лечении неврозов, а так же в коррекционной педагогике.

      К таким методам,  проверенным веками,  относится, в частности корейская методика. Её сторонники рекомендуют сразу же после утреннего пробуждения встать, и начать громко «гудеть» гласные. Сначала «А», потом «Э», потом «И», «О», «У». Каждую гласную прогудеть 3 раза (больше не нужно, меньше тоже не стоит).

     На что при этом обращаем внимание:

Старайтесь уловить резонанс, который возникает при гудении в грудной клетке.

Наблюдайте насколько расслабленно ваше тело: плечи, шея, ноги, спина, живот… Снимайте лишние телесные зажимы.

     Фокус внимания внутрь себя – замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.

     Когда гудите – воздух выдыхайте не до конца. Завершайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 15-20% от объема легких. Тогда вам легко сделать новый вдох.

Это упражнение позволяет настроить вашу внутреннюю органную трубу на мощное и наполненное звучание и разбудить не только голос, но и весь организм. Кроме того, говорят, что звуки «А», «О» - повышают иммунитет…

     Как раздел звукотерапии, мы используем и музыкотерапию. Специалисты составили реестр музыкальных произведений, которые по своему воздействию могут поспорить с медикаментами. По их мнению, от невроза помогает слушанье произведений Чайковского, Таривердиева, Пахмутовой, а также Симфонии ре минор Прокофьева, Кантата №2 Баха, Полонез Огинского, Лунная соната Бетховена. Хорошо, если есть возможность не только прослушать музыку, но и нарисовать её. Но такие занятия  помогает проводить психолог.

       Для расслабления мы рекомендуем  слушанье следующих произведений: Адажио Альбинони, Гавот ля мажор Глюка, «Сицилиана» Баха, «Лунный свет» Дебюсси, вальс Шостаковича из «Овода», «Мужчина и женщина» Лея, «Метель» Свиридова.

        Профилактике утомляемости способствуют:  «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского, «Вечерний звон» Алябьева, «Русское поле» Френкеля, «Времена года» Чайковского.

         Творческий процесс стимулируют: марш И. Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

         Развитию умственных способностей у детей помогает музыка Моцарта.

 

       И всё же, из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает пение. Петь считается полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. По возможности, с детьми, страдающими заиканием, лучше использовать народное песнопение. Дело в том, что народные песни поются открыто. В академической манере исполнения голос звучит так, словно вибрации направлены вверх (в нёбо), как при «утреннем гудении» гласных, когда для усиления звука используется «задний резонатор» (дальняя часть ротовой полости). Для «народного» звука характерно использование «переднего резонатора» (звук направлен вперёд). По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, корректируются отдельные черты личности человека: замкнутость, стеснительность, агрессивность, которые очень часто присущи нашим детям. Отрицательные черты характера разрушительны, так как неритмичны, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм. В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или наоборот снижаться, по типу «напряжение – расслабление – сброс».

       Попробуйте  спеть караоке,  например: «Калинку» и вы ощутите это на себе.

       Музыку, как и любое другое лекарство, необходимо строго дозировать. Речь идёт о силе звука. Музыкальные произведения, вдохновлённые скрежетом металла о стекло, и сумасшедшая громкость вызывают подсознательное чувство тревоги и негативно влияют на психику, особенно детей и подростков, вплоть до необратимых изменений в нервной системе. Установлено: бой барабанов, превышающий 100 децибелов, способен довести слушателей до обморочного состояния. А рок-музыка воздействует на нервную систему ультра- и инфразвуками. Мы их не слышим, но их улавливают наши органы. Эти скрытые звуки способны,  без преувеличения, разрушить мозг.

         Поэтому, желаем вам «сеять» доброе и вечное разумно!!!

 

Учитель-логопед О.А.Пономарева

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»