Анализ деятельности МОУ ППМС ЦДиК КГО Челябинской области за 2015 год.
Задача: Методическое сопровождение введения ФГОС ДО, ООО в ОУ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Мероприятия по эффективному функционированию и развитию муниципальной образовательной системы: |
|
Проведение по запросу управления образования психологического сопровождения конфликтных ситуаций в ОУ |
По жалобам родителей МОУ СОШ № 47, МДОУ № 2 с помощью анкетирования проанализирован психологический микроклимат детский коллективов, выявлен стиль взаимодействия педагогов с родителями, сделаны выводы, даны рекомендации специалистам службы сопровождения по устранению возникших конфликтных ситуаций |
Проведение экспертной деятельности специалистов службы сопровождения ОУ |
Проведена экспертиза профессиональной деятельности 22 специалистов службы сопровождения (2014 год – 36 специалистов). Составлены экспертные заключения на учителей-логопедов (11), педагогов-психологов (9), учителей-дефектологов (2). Снижение количества аттестованных в 2015 году по сравнению с 2014 годом говорит о стабильности кадров службы сопровождения. |
Участие педагога-психолога в плановых проверках МОУ ДО ДТДиМ, МДОУ № 7 с целью определения психологической безопасности образовательной среды |
Исследование психологической безопасности образовательной среды в МОУ ДО ДТДиМ показало, что 32% (14 человек) субъектов общения строят свое взаимодействие на диалогической основе: а у 68 % (30 человек) имеют доминирующие начала, мотивы и направленность личности ориентированной на себя, на дело, на задание. Потребность на взаимодействие с другими субъектами общения снижена. Таким образом, изучив мнения детей, родителей и педагогов можно сделать вывод, что исследуемые показатели соответствуют уровню безопасности образовательной среды МОУ ДО ДТДиМ.
Исследование психологической безопасности образовательной среды в МДОУ № 7 показало, что 36 % (5 человек) субъектов общения строят свое взаимодействие на диалогической основе, а у 64 % (9 человек) имеют доминирующие начала, мотивы и направленность личности, ориентированной на себя, на дело, на задание. Потребность на взаимодействие с другими субъектами общения снижена. Так как в психологическом исследовании не принимали участие 14 педагогов (50 %), сделать выводы о психологической безопасности образовательной среды не предоставляется возможным. |
Работа в творческой группе по проведению мониторинга «Оценка сформированности личностных достижений у обучающихся 4-х классов образовательных организаций КГО» с целью исследовать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования личностные достижения обучающихся – выпускников 4 – х классов; определить уровень сформированности таких характеристик личности как: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этических качеств. Разработка пакета диагностического инструментария для проведения мониторинга, проведение организационно-методических мероприятий по подготовке и проведению мониторинга, обработка результатов мониторинга, представленная ОУ, предоставление итогового аналитического отчета по результатам мониторинга.
|
В мониторинге приняли участие ученики 4-х классов, в общем количестве 1036 человек, (57,8% от общего количества четвероклассников КГО) из ОО №№ 1, 2, 6, 16, 21, 23 (ф.41), 24, 32, 43 (ф.39), 44, 45, 47 (ф.1 и ф.2), МС(к)ОУ VIIIвида, МОУ ДОД ЦЭВД «Радуга» (в соответствии со списком участников опроса). В обследовании не участвовали обучающиеся ОО №№ 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 38, 42, 48, 49. Мониторинг показал, что во всех образовательных учреждениях КГО у обучающихся 4-классов сформированными оказались: внутренняя позиция школьника и нравственно-этические нормы. Менее сформированными – мотивация учебной деятельности школьника и самооценка:
1. Внутренняя позиция школьника сформирована в настоящее время у 51,2% обучающихся 4-х классов.
2. У 72,0% респондентов наблюдается тенденция к завышению и явному завышению самооценки.
3. 93,0% школьников имеют необходимый (высокий) уровень развития личностной мотивации учебной деятельности.
4. Около 45,5 % четвероклассников имеют высокий уровень сформированности моральных норм, ориентированы на нравственно-этические нормы и их выполнение.
Принято решение:
на уровне управления образования администрации КГО:
- утвердить разработанный рабочей группой и апробированный диагностический инструментарий для проведения мониторинга сформированности личностных достижений у обучающих;
- проводить мониторинг сформированности личностных достижений у обучающихся, начиная с первого класса (в конце учебного года), ежегодно в начале и конце учебного года с целью адресного планирования работы по формированию личностных достижений у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Руководителям ОУ:
- проанализировать данные мониторинга, спланировать работу по формированию психолого-педагогической компетентности педагогов через реализацию программы «Ветер перемен»; родителей через реализацию программы «Родительские университеты» по формированию мотивации учебной деятельности и адекватной самооценки у обучающихся;
- спланировать адресное психологическое сопровождение обучающихся, показавших проблемный уровень сформированности мотивации учебной деятельности и самооценки.
|
Организация и проведение анкетирования «Удовлетворенность качеством образовательных услуг, управленческими действиями администрации» в ОУ №№ 21, 44, 45, ДОУ №№ 4,18, 51. Целью исследования явилось изучение эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворенности участников образовательного процесса качеством работы администрации и педагогов. В качестве показателя, фиксирующего соответствие действий администрации запросам и ожиданиям участников образовательного процесса, использовался показатель "удовлетворенность качеством образования". Респонденты оценивали степень удовлетворенности качеством работы администрации образовательных учреждений и педагогов по следующим критериям:
u организация воспитательного, образовательного процесса;
u профессионализм педагогов;
u взаимоотношения педагогов, администрации с родителями;
u взаимоотношения педагогов с детьми;
u учет индивидуальных особенностей детей в учебно- воспитательном процессе
|
В мониторинге участвовало 552 участника образовательного процесса.
Результаты и выводы:
1) В каждой образовательной организации уровень удовлетворенности образованием распределился по трем параметрам: высокий, средний, низкий. Большинство участников образовательного процесса отметили высокий уровень удовлетворенности качеством образования.
2) Высокий показатель удовлетворенности управленческими действиями в оценках родителей свидетельствует о высокой степени конформизма данных респондентов, о незрелости личностной позиции опрошенных, а также о формальном отношении к анкетированию.
Предложения:
1) Продолжить лонгитюдное исследование удовлетворенности качеством образования с целью более эффективной работы учреждений.
2) Привлекать родительскую общественность к конкретному обсуждению и решению насущных проблем образования (круглые столы, родительские университеты, конференции).
3) Педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для повышения качества образования. В связи с эти продолжить работу по развитию психологической компетентности для данной категории участников образовательного процесса.
|
Участие в городском родительском собрании выпускников 9-11-классов 2016 года |
Родителям даны конкретные рекомендации по психологическому сопровождению детей в период подготовки и сдачи ГИА. |
Мероприятия по развитию системы специального
(коррекционного) образования и психологического сопровождения: |
|
Комплексное обследование детей с целью определения уровня познавательного и личностного развития по запросу образовательных учреждений или родителей (законных представителей) |
Заявлено на ПМПК – 2015г. – 2200, (2014г. – 1900; 2013г. - 1764; 2012г. - 1674) Отмечается рост количества заявок на ПМПК, с увеличением в среднем на 7 % в течение последних трех лет.
Осмотрено методом экспресс-диагностики - 1244 (первично) и 903 (вторично), итого 2147, (2014г. - 1708; 2013г. - 1538), из них:
дошкольников - 923 (первично) и 771 (вторично) итого 1694, (2014г. – 1491; 2013г. – 1328; 2012г. - 1236),
школьников - 294 (первично) и 132 (вторично) итого 426, (2014г. - 217; 2013г. - 210; 2012г. -242). Увеличивается количество детей, осмотренных методом экспресс - диагностики, за последние три года в среднем на 15%. Дошкольники составляют 80% от всех детей, осмотренных на ПМПК. Это говорит о результативности ранней диагностики и коррекционной помощи специалистов службы сопровождения в системе дошкольного образования.
На основании анализа, представленных в МОУ ППМС ЦДиК заявок от образовательных организаций на проведение комплексного обследования обучающихся, имеющих трудности в освоении основной образовательной программы, и проведенной за 2014-2015 учебный год специалистами МОУ ППМС ЦДиК экспертно - диагностической деятельности вносятся предложения в управление образования администрации КГО по расширению сети специального коррекционного образования в образовательной системе КГО на 2015-2016 учебный год. Так, например, в соответствии с предложениями, имеющиеся в ДОУ логопункты, преобразованы в группы компенсирующей или комбинированной направленности. Открыты дополнительно группы компенсирующей направленности в ДО МОУ СОШ №№ 4,13; 2-ой класс С(К)О в МОУ СОШ №№ 4, 16, 44; 4-ый и 6-ой класс С(К)О в МОУ СОШ № 44.
|
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
Всего проконсультировано – 9122 человек (2014г. - 5438, 2013г. - 3037; 2012г.- 2734), увеличение на 37% в среднем за три года, из них:
педагогов – 1234 (2014г. - 1155, 2013г. - 541; 2012г. - 842),
родителей – 7629 (2014г. - 4065, 2013г. – 2352; 2012г. - 1737),
детей – 259 (2014г. – 180, 2013 – 144; 2012г. - 155),
родителей детей-инвалидов - 42.
Отмечается увеличение потребности у участников образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении. Потребность родителей в данном сопровождении превышает потребность педагогов в 2015 году – в 6,1 раз (в 2014 г. - 3,7 раз).
|
Мониторинг качества оказанных услуг в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, логопунктов. |
Увеличилось количество детей с нарушениями речи, получающие психолого-педагогическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктах: 2013-2014 учебный год – 1288 детей, 2014 – 2015 учебный год – 1419 детей. При этом снизились показатели абсолютного качества коррекционной работы с 34 % до 25,6%. Этот факт можно объяснить увеличением количества детей с ТНР и детей, имеющих сопутствующий диагноз (ОНР с МДР; ЗПР и речевое заключение; ОНР и заикание); увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями, имеющих уровень актуального развития соответствующей нижней границе возрастной нормы (низкий уровень осведомленности, незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень самоконтроля, уровень обучаемости ниже среднего); а также приход в образовательные учреждения молодых специалистов, не владеющих в достаточной степени эффективными методами логопедической работы, что требует внесения корректив в работу методического объединения на следующий год, возобновления работы Школы молодого логопеда.
В 2014-2015 учебном году на школьных логопедических пунктах было выявлено 809 обучающихся с нарушениями письменной и устной речи. Из них зачислено – 203 человека, что составляет 25% из числа нуждающихся.
Из числа зачисленных выпущено – 97 человек с нормальной и улучшенной речью, что составляет 48% качества. Процент детей с чистой и улучшенной речью, выпущенных после коррекционной работы на логопунктах школ невысокий, но при этом выше показателей предыдущих лет (2012-2013 учебный год – 42 %, 2013 – 2014 учебный год – 41 %). С целью выяснения причин невысокого процента качества коррекционной работы необходимо провести мониторинг качества оказываемых коррекционных услуг на логопунктах ОО КГО в конце 2015 – 2016 учебного года.
Коррекционную помощь в компенсирующих группах для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и задержкой психического развития в 2014-2015 учебном году получили 174 дошкольника в возрасте от 2 до 7 лет, что на 41 ребенка больше чем в 2013 – 2014 учебном году. Увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом (с 3 до 13 человек).
Эффективность коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья осталось на прежнем уровне - 76% (положительная и относительно положительная динамика), но произошло снижение абсолютного качества с 51% до 56%.
Этот факт можно объяснить тем, что увеличилось количество детей со сложным дефектом, а также приход в образовательные учреждения молодых специалистов, не владеющих в достаточной степени эффективными методами коррекционной работы, что требует внесения корректив в работу методического объединения на следующий год.
|
Скрининг речевого развития детей раннего (младшего) дошкольного возраста |
2014 |
2015 |
Из общего количество детей – 1695, нуждаются в логопедической помощи - 747, что составляет 44 % |
Общее количество детей – 1889 человек, нуждаются в логопедической помощи – 1108 человек, что составляет 58,6 %.
|
Вывод: Количество детей раннего и среднего дошкольного возраста выросло на 195 человек; детей, нуждающихся в оказании ППМС помощи, увеличилось на 361 ребенок (на 48,3 %).
Результаты скрининга используются в планировании деятельности ПМПК с целью комплексного обследования детей и определения вида ППМС помощи, сроков и специальных условий образования.
|
Скрининговое исследование выпускников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи |
Скрининговым исследованием было охвачено 739 детей с тяжелыми нарушениями речи – выпускников групп компенсирующей, комбинированной направленности, логопунктов.
Наиболее высокий процент эффективности коррекционной работы показали учителя-логопеды МДОУ №№ 2, 4, 8, 10, 22, 27, 28, 29, 34, 35, 39, 40, 43, 45, 52, 53. В перечисленных ДОУ более 30% детей получили максимальный эффект от коррекции в дошкольном возрасте, следовательно, не будут нуждаться в продолжении коррекционной работы в младшем школьном возрасте, у них успешно пройдет процесс овладения навыками письменной речи, и более 50% детей значительно улучшили качество речи.
В МДОУ №№ 5,7,8,16,18, 31, 36, 47,48, 51, ДО МОУ СОШ № 13 отмечены низкие показатели качества коррекционной работы – от 15% до 57,1% детей подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи не получили должного эффекта от коррекции, а значит, будут нуждаться в продолжении коррекционной работы в начальной школе, в противном случае, у них можно спрогнозировать трудности формирования письменной речи.
По проведенному скринингу можно сделать следующие выводы:
1. Скрининговое исследование выявило объективную картину качества эффективности коррекционной помощи учителей-логопедов в дошкольных организациях КГО и наметить проблемы, с которыми сталкиваются молодые логопеды в своей профессиональной деятельности: более 30% учителей-логопедов, имеющих стаж работы менее 5 лет не владеют приемами постановки нарушенных звуков и нуждаются в обучении. Специалистам МОУ ППМС ЦДиК совместно с опытными учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций необходимо отработать тему: «Приемы постановки и автоматизации звуков традиционными и нетрадиционными способами» через школу молодого логопеда.
2. Специалисты управления образования и руководители ДОО имели предварительные показатели качества образования в каждой дошкольной образовательной организации для собеседования по разделу СОК «Создание условий для организации коррекционного образования».
3. Специалистами МОУ ППМС ЦДиК было принято решение проводить данный скрининг ежегодно в конце учебного года, при этом увеличить количество критериев для определения качества коррекционной логопедической работы. |
Сопровождение работы ПМП консилиумов образовательных организаций. |
В соответствии Положением о ПМПк образовательной организации КГО (Приказ управления образования администрации КГО от 18.09.2013г. № 357/4) выстроена схема взаимодействия между ТПМПК и ПМПк образовательных организаций, которая дает возможность иметь полную картину проблем ребенка и принять компетентное решение по выстраиванию образовательной траектории в пользу ребенка.
Работают психолого-педагогические консилиумы:
- 31 ПМПк в ДО, отсутствует ПМПк в МДОУ №№ 2, 4, 14, 19, 40, ДО МОУ СОШ №№ 2, 21, 32;
- 23 ПМПк в ОО, отсутствует ПМПк в МОУ СОШ № 36 (вечерняя школа).
Там, где в образовательных организациях нет педагога-психолога, там и не функционирует ПМП консилиум.
Особого внимания заслуживает деятельность ПМПк в МДОУ №№ 15, 27, 29, 50, 51, 52, 53; МОУ СОШ №№ 1, 4, 9, 13, 16, 23, 42, 44, 47, МС(К)ОУ 6 и 8 вида. В этих образовательных организациях нормативно-правовая база службы сопровождения, документация ПМПк обновлена в соответствии с современными требованиями. Ведется работа по своевременному выявлению и комплексному обследованию детей раннего, дошкольного и школьного возрастов, имеющих ограниченные возможности здоровья в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации; профессиональному выстраиванию образовательного маршрута и индивидуальной коррекционной программы.
|
Социально-психологическое исследование обучающихся 5-11 классов склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ |
В ходе социально-психологического исследования было проанкетировано 5260 человек. Полученные данные были направлены в региональный центр обработки информации тестирования для дальнейшего планирования профилактической работы среди обучающихся склонных к потреблению наркотических и психотропных веществ. |
Организация и проведение педагогического форума «Педагог ХХI века: профессиональное творчество и стандарт, инновации и традиции»
Подготовка и проведение Методического проекта «Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования»
|
Итоги работы площадки методический проект «Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования»
Присутствовало: 111 человек (в соответствии с листом регистрации), из них:
Учителей начальных классов – 4, педагогов-психологов – 36, учителей-логопедов – 57, учителей-дефектологов – 9, директоров ОУ – 2, заместителей директоров по УВР – 2, социальных педагогов – 1 .
Школа молодого психолога была проведена на базе этой площадки с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогов-психологов образовательных учреждений по вопросу психологического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В работе площадки обсуждались вопросы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, деятельности ресурсного центра на базе МС(к)ОУ VIII вида по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов; методики определения готовности к школе, прогноза и профилактики трудностей усвоения общеобразовательной программы и явлений дезадаптации (по Л.А. Ясюковой).
Заслуживают внимания методические проекты учителя-логопеда МДОУ № 52 Борзуновой О.С. «Игры с песком как нетрадиционный метод коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»; учителя-дефектолога МДОУ № 53 Лазаренко В.В. «Специфика работы с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями зрения в условиях групп компенсирующей направленности в рамках программы «Особый ребенок»; заместителя-директора МОУ СОШ № 16 Бахман Т.А. «Модель тьюторского сопровождения преемственности в работе педагога и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников».
Решением педагогического форума было представить программу «Особый ребенок» на всероссийские конкурсы, рассматривающие программы по здоровьесбережению и психолого-педагогическому сопровождению. МДОУ д/с № 53 признан победителем в номинации «Лучшая дошкольная образовательная организация, реализующая здоровьесберегающие проекты и программы – 2015» и награжден Национальной премией – золотая медаль «Элита Российского образования»
Резолюция по ПЕДФОРУМУ
площадка: методический проект «Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования»
1. Напечатать в сборнике методических статей «Педагогических форум работников образования 2015» методические проекты учителя-логопеда МДОУ № 52 Борзуновой О.С. «Игры с песком как нетрадиционный метод коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»; учителя-дефектолога МДОУ № 53 Лазаренко В.В. «Специфика работы с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями зрения в условиях групп компенсирующей направленности. Программа «Особый ребенок»; заместителя-директора МОУ СОШ № 16 Бахман Т.А. «Модель тьюторского сопровождения преемственности в работе педагога и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников».
2. Представить специалистам службы сопровождения МДОУ № 53 Программу «Особый ребенок» по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов на областной конкурс программ.
3. МОУ ДПО УИМЦ распространить опыт работы МДОУ № 53 по программе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Особый ребенок» в дошкольных образовательных организациях КГО в рамках реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
4. Проконтролировать руководителей образовательных организаций: наличие в ОО стандартизированной лицензированной методики Л.А.Ясюковой (I, II, III части) с целью изучения психологического профиля обучающихся ОО в соответствии с требованиями ФГОС.
5. Организовать МОУ ДПО УИМЦ обучение педагогов-психологов ОО диагностической процедуре и интерпретации полученных результатов по методическим диагностическим комплексам Л.А. Ясюковой (I часть – «Методика определения готовности к школе»: прогноз и профилактика трудностей усвоения общеобразовательной программы начального общего образования в 1-2 классах и явлений дезадаптации; II часть – прогноз и профилактика трудностей усвоения общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования в 3-6 классах и явлений дезадаптации;
III часть – прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников).
|
Методическое совещание в рамках августовской конференции. Работа площадки по теме «Проектная деятельность специалистов службы сопровождения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ». Работа лабораторий в интерактивной форме (технология открытого пространства, метод модерации, зеркало прогрессивных преобразований, мастер-класс, круглый стол). |
В работе площадки принимало участие 85 человек (по данным регистрации), из них:
· педагогов-психологов – 28,
· учителей-логопедов – 35,
· учителей-дефектологов – 8,
· специалистов МС(к)ОУ VIII вида, организаторов, приглашенных – 14.
В анкетировании приняли участие 71 человек, из них, в 10 баллов практическую значимость площадки оценили 69 человек (97,2 %), в 9 баллов – 2 человека (2,8%).
Анализируя анкеты можно сделать следующие выводы:
1.Участники площадки убедились в необходимости использования проектной деятельности специалистами службы сопровождения в работе с детьми с ОВЗ.
2.Приобрели практически опыт по составлению проектов, научились ставить задачи с учетом проблемы, возраста и структуры дефекта детей с ОВЗ; распределять роли и функции каждого специалисты в соответствии с поставленными задачами, подбирать наиболее эффективные методы и приемы на разных этапах реализации проекта.
3.Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого; приобретают умение работать в команде.
4.Проектная деятельность делает образовательную систему образовательной организации более открытой для активного участия родителей.
5.Участники площадки выступят инициаторами проектов в своих образовательных организациях.
6.Представить опыт работы по проектной деятельности специалистов службы сопровождения на «Педагогическом форуме 2016».
|
Организация и проведение Недели психологии. Организовано 2 творческие группы по подготовке методических разработок «Недели психологии», в которые включены новые тематические задания. |
|
Реализация программы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей «Родительский университет», ее методическое сопровождение. Занятия проходили ежемесячно в 16 территориальных образовательных комплексах. В рамках «Педагогического форума 2015» работала площадка (на базе МДОУ № 37) «Организация и технология проведения «Родительского университета». В рамках IV городского Фестиваля семьи проходило 3 занятие «Родительского университета». |
Программа успешно прошла апробацию. По отзывам родителей программа «Родительские университеты» востребована, необходима. По итогам 2014-2015 учебного года в каждом образовательном учреждении прошло награждение родителей, активных и регулярно посещающих занятия «Родительского университета»; педагогов-психологов, наиболее ярко проявивших себя в реализации программы.
На 2015 – 2016 год набран новый состав постоянный состав слушателей, определен лекторский состав, ответственные и руководители ТОК. Созданы творческие группы по разработке методических материалов к каждому занятию. |
Семинары-практикумы для родителей ОО №№ 6, 23. |
Приняло участие 160 родителей. Родители получили практическую помощь позитивного общения с детьми подросткового периода, способы формирования и поддержания учебной мотивации. |
Мероприятия по развитию профессионального потенциала педагогических кадров: |
|
Методическое сопровождение Школы молодого психолога |
В 2014-2015 учебном году 12 педагогов-психологов общеобразовательных организаций (2013-2014 учебный год – 20 педагогов-психологов) посредством практических занятий повысили профессиональную компетентность, углубили знания по вопросам профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, консультативной деятельности. Снижение количества педагогов-психологов, посещающих Школу молодого психолога, говорит о стабильности кадров педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях.
|
Методическое сопровождение Школы начинающего психолога |
В 2014-2015 учебном году 17 педагогов-психологов ДОУ (2013-2014 учебный год – 23 педагога-психолога) посредством практических занятий повысили профессиональную компетентность, углубили знания по вопросам профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской, консультативной деятельности. Снижение количества педагогов-психологов, посещающих Школу начинающего психолога, говорит о стабильности кадров педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях.
|
Методическое сопровождение Клуба педагога-психолога |
Отмечается повышение интереса у педагогов-психологов образовательных организаций к профессиональному общению посредством разнообразных форм деятельности (2013 -2014 учебный год – 30 % педагогов-психологов, 2014-2015 учебный год – 50 % педагогов-психологов). |
Участие педагога-психолога в работе Клуба инновационного педагога. Выездной семинар в МОУ СОШ № 47. |
Педагоги образовательных организаций – участники выездного заседания повысили свою психологическую компетентность через активное участие в работе мастер-класса. |
Организация и методическое сопровождение специалистов службы сопровождения к участию в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2015» в номинации «Специалист службы сопровождения» (методические совещания с участниками конкурса, работа в жюри, справка по результатам конкурса, обсуждения результатов конкурса на методических объединениях специалистов службы сопровождения) |
Среди учителей-логопедов призерами стали: 1 место – Ярема О.Н. (МДОУ № 53); 2 место – Борзунова О.С. (МДОУ № 52); 3 место – Гутрова Т.Л. (МДОУ № 16); среди педагогов-психологов: 1 место – Жидкова Т.С. (СОШ № 24), 2 место – Ёлкина С.А. (СОШ № 32), 3 место – Алиева С.Ш. (СОШ № 6).
На методических объединениях специалистов служб сопровождения проанализированы положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности участников конкурса. Сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в положение о конкурсе «Специалист службы сопровождения», поставлена задача перед руководителями МО по методическому сопровождению этапа подготовки победителей к областному конкурсу совместно с УИМЦ, образовательными организациями, специалистами МОУ ППМС ЦДиК.
15 педагогов-психологов приняло участие в I Региональном форуме педагогов-психологов образования в г. Челябинске. Педагог-психолог Жидкова Т.С. (МОУ СОШ № 24) стала лауреатом конкурса «Педагог-психолог Челябинской области 2015).
|
Психологическое сопровождение педагогов-участников конкурса «Учитель года»: проведение тренингов уверенности с участниками конкурса «Учитель года» |
Приняло участие 26 человек. Педагоги познакомились с продуктивными способами преодоления трудностей. Сформирован позитивный психологический настрой независимо от результата конкурса.
|
Проведение мастер – классов психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов |
Распространен передовой опыт работы, повышен интерес у 100 % педагогических работников службы сопровождения к использованию современных образовательных технологий |
Реализация программы «Ветер перемен» по повышению психолого-педагогической компетентности руководителей и педагогов ОУ, ее методическое сопровождение (4 модуля программы «Ветер перемен») |
Приняло участие около 5000 педагогов (2014 год – 650 педагогов) из 15 общеобразовательных организаций (ОО № 2,4 6, 9 , 13, 16, 23, 32, 43, 44, 45, МОУ ДО ДТДиМ, МС(К)ОУ VIII вида, начальная школа -детский сад VI вида) и 20 дошкольных образовательных организаций. (ДОУ №№ 4, 5, 8, 15, 18, 22, 27, 28, 35, 37, 39, 44, 45, 47, 48,51, 52,53). Отмечается интерес и готовность педагогического сообщества к психологическим знаниям, а именно, умение строить педагогическую деятельность на знании основных закономерностей возрастного развития, стадий, кризисов развития. Вместе с тем, педагоги отмечают сложность применения полученных знаний в повседневной педагогической деятельности. В целях дальнейшего психологического просвещения педагогов разработан 2 цикл программы «Ветер перемен» на 2015-2016 учебный год. |
Методическое сопровождение МО учителей-дефектологов ДОУ |
Систематизированы методические наработки учителей-дефектологов ДОУ. Выпущены электронные сборники методических и практических материалов по лексическим темам: «Транспорт», «Профессии», «Космос». |
Методическое сопровождение МО педагогов-психологов (школьных и дошкольных образовательных учреждений) |
Систематизированы методические наработки педагогов-психологов, утвержден единый стандартизированный инструментарий. |
Методическое сопровождение МО учителей-логопедов ДОУ |
Выпущен электронный сборник «»Логопедический вестник. Из опыта работы учителей-логопедов ДОУ». |
|
|
Предыдущие два года основной задачей МОУ ППМС ЦДиК оставалась задача модернизации учреждения, приведение нормативно-правовой базы учреждения в соответствие с № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». На сегодняшний момент проект Устава представлен в нормативно-правовой отдел управления образования. Стандарт муниципальной услуги ««Экспертно-диагностическая и консультативная помощь детям от 0 до 18 лет, обучение и воспитание которых в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи» подписан начальником управления образования и отдан на проверку в администрацию КГО. В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 273-ФЗ учреждение будет осуществлять не только функцию территориальной ПМПК, но и оказывать ППМС помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации. С 01.01.2016 года вступает в силу Закон Челябинской области от 30.10.2015г. № 249-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации». В соответствии с этим законом выполнение муниципального задания МУ ЦППМСП будет обеспечено за счет финансирования из областного бюджета. Первоочередная задача на сегодняшний день – это определение муниципального задания МУ ЦППМСП совместно с финансово-экономическим отделом управления образования; увеличение штатных единиц, определение полномочий специалистов в зависимости от видов ППМС помощи, указанных в Уставе учреждения. Задача МУ ЦППМСП на 2016 год – это создание новой модели ПМПС помощи участникам образовательного процесса.
Задача: Оформление моделей сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми
Мероприятия по организации инновационной деятельности |
|
Организация и проведение в рамках педагогического форума «Педагог ХХI века: профессиональное творчество и стандарт, инновации и традиции». Подготовка и проведение Круглого стола на тему «Модели оценивания личностных достижений обучающихся»
|
Итоги проведения Круглого стола
Присутствовали: заместители директоров по учебно-воспитательной работе в начальной школе, учителя, педагоги-психологи, в общем количестве 27 человек из всех общеобразовательных организаций (в соответствии с листом регистрации).
Обсуждались вопросы, связанные со значимостью исследования личностных компетентностей у обучающихся в соответствии с ФГОС НОО; вопросы по созданию портфолио младшего школьника; о сопровождении обучающихся в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума; о необходимости раннего исследования личностных способностей и возможностей детей; о диагностических материалах для отслеживания динамики личностных результатов обучающихся на ступени окончания начальной школы; о психологическом сопровождении формирования универсально учебных действий у младших школьников.
Рекомендовано для сборника «Педфорум 2015 г.» следующие материалы выступлений:
-«Пути формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников». Педагог-психолог МОУ СОШ № 1 Попова Евгения Робертовна;
-«Параметры личностных достижений в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Педагог-психолог МОУ СОШ № 4 Абрамец Мария Александровна;
-«Опыт создания портфолио обучающегося начальной школы». Учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 Журова Татьяна Анатольевна.
В результате работы круглого стола приняты рекомендации:
1.Распространение опыта МОУ СОШ № 1 по программе психологического сопровождения формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках мониторинга оценивания сформированности личностных достижений у обучающихся на ступени окончания начальной школы. (Рассмотреть данный вопрос на городских методических объединениях заместителей директоров по УВР начальной школы и школьных педагогов-психологов).
2.Ежегодно (в мае) проводить диагностическое исследование по сформированности личностных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы для отслеживания динамики развития детей, для планирования последующей учебной деятельности. От того как будут сформированы личностные УУД, будет зависеть успешность обучения.
|
Методическое сопровождение и осуществление экспертной деятельности педагогов-психологов, принимающих участие в городском конкурсе проектов образовательных психологических, индивидуально-ориентированных, профилактических и коррекционно-развивающих программ; проведение экспертизы, составление аналитической справки |
Представили свои программы педагоги-психологи 17 образовательных учреждений: 9 человек из ОО №№ 4, 6, 16, 24, 32, 43, 45, 49; 8 человек из ДОУ №№ 4, 10, 15, 43, 454 (ф.1), 48, 51, 53; и 1 педагог-психолог из МС(К)ОУ VIII вида. Если в 2014 году увеличилось количество участников конкурса с 2 до 20 человек, то в 2015 году уменьшилось на трое. Четыре педагога-психолога в этом году участвовали повторно (МДОУ № 48, 43, СОШ №№ 32, 43), представив уже другие программы или доработав прошлогодние (МДОУ № 43). То есть, из 100 % специалистов, только 28 % предоставили свои работы на конкурс, а в 2014 году - 37 %. Это на
9 % меньше, чем в 2014 году. Основной причиной снижения числа участников явилось увеличение количества молодых специалистов, работающих первый год в образовательных организациях. |
Методическое сопровождение психологических программ педагогов-психологов образовательных учреждений к участию в интернет – конкурсе. |
Педагог-психолог И.Г.Чигинцева (МДОУ № 39) – победитель во Всероссийском интернет конкурсе педагогических проектов с проектом «Психологическое сопровождение детской тревожности в старшем дошкольном возрасте глинотерапии».
Педагог-психолог Е.Ф.Береговая (МДОУ № 8) - 1 место во Всероссийском конкурсе «Педагогический успех» с проектом «Шустрики и живчики»; 3 место во II Международном конкурсе «Ты гений»: мастер-класс для родителей; 3 место во II Всероссийском конкурсе «Академия педагогики» в номинации «Новые идеи». |
Мероприятия по реализации целевой подпрограммы одаренных детей и талантливой молодежи: |
|
Методическое сопровождение педагогов-психологов к участию в городской конференции НИО учащихся «Интеллектуалы ХХI века” секция «Психология»; проведение экспертизы |
Победители конкурса среди учащихся 8-11 классов:
1 место – Лягаева Валерия, МОУ СОШ № 44, 8 класс (педагог-психолог Ежова С.В.);
2 место – Калинина Светлана, МОУ СОШ № 44, 9 класс (педагог-психолог Окунева Л.И.) – в 2014 году 3 место;
3 место – Мешкова Евгения, МОУ СОШ № 44, 9 класс (педагог-психолог Ежова С.В.).
Педагоги-психологи МОУ СОШ № 44 регулярно выставляют конкурсантов на участие городской конференции НИО учащихся «Интеллектуалы XXI века», и конкурсанты всегда занимают призовые места.
Победители конкурса среди учащихся 5-7 классов:
1 место – Гарбовский Алексей, МОУ СОШ № 16, 6 класс (педагог-психолог Травянова А.Я.);
2 место – Мартынюк Виктория, МОУ СОШ № 13, 7 класс (педагог-психолог Самарина С.Н.);
3 место – Коняшова Мария, Смирнов Кирилл, МОУ СОШ № 48, 5 класс (педагог-психолог Корнилович О.В.). |
Мониторинг одаренности второклассников общеобразовательных организаций КГО (II этап)
Цель I этапа (2014) выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью среди первоклассников общеобразовательных организаций, создание банка данных одаренных, талантливых детей.
Цель II этапа 9 (2015) определить уровень мотивационной сформированности у детей с актуальной и потенциальной одаренностью, академическую успеваемость. |
В 2015 году в мониторинге приняли участие 1191 обучающихся вторых классов (2014 год – 1100). В каждой образовательной организации выявлены дети с социальной и познавательной мотивацией. Из 17 МОУ СОШ в 11-ти преобладающим стал познавательный тип мотивации. Им обладает 71,0% обучающихся. Социальный уровень учебной мотивации наблюдается у 29,0 % обучающихся. Что касается академической успеваемости второклассников города она находится на среднем уровне. В 11 образовательных организациях (СОШ №№ 1, 6, 4, 24, 43, 32, 48, 47, 45, 7, 13) дети учатся на «4» , в пяти (СОШ №№ 5, 16, 44, 47 ф, 21) на «3».
В результате сравнительного анализа двух мониторингов за 2014 – 2015 гг.:
1.Произошло увеличение количества участников тестирования за счет более слаженного процесса организации исследования (своевременная информированность участников образовательного процесса, межведомственного взаимодействия специалистов ЦДиК с администрациями образовательных учреждений, понимание администрации МОУ СОШ важности в разработке личностного подхода в образовании в соответствии с ФГОС НОО и разработке индивидуальной траектории для каждого обучающегося, в том числе, и для одаренного ребенка).
2.Дети с высоким показателем IQ (456 человек – 38,%), имеют познавательную мотивацию и учатся на «4» и «5». Велика вероятность, что при благоприятных условиях потенциальные возможности данных обучающихся превратятся в реальные способности.
3.У большинства второклассников (98,0%), имеющих ресурс для успешной учебной деятельности познавательная мотивация находится на высоком уровне (77,0%). Таким образом, в образовательных учреждениях КГО созданы условия для индивидуализации обучения.
4.21,0% детей имеют преобладающую социальную мотивацию, которая больше направлена на адаптацию к окружению, т.е. ребенок учится, чтобы нравиться, а сам процесс обучения познавательной активности не приносит интереса. Таким образом, рекомендовано организовать комплексную психолого-педагогическую помощь детям с социальной мотивацией.
Рекомендовать:
Руководителям общеобразовательных организаций:
1. Создать условия для разработки педагогических персонифицированных программ по работе со способными, одаренными и талантливыми детьми.
2. Включить в план работы образовательным организациям лонгитюдное исследование выявленных одаренных, способных и талантливых детей в результате проведенных мониторингов 2014 -2015 гг..
Службе сопровождения:
1. Организовать группы по работе с актуально и потенциально одаренными обучающимися, имеющими низкую академическую успеваемость и социальную мотивацию (по результатам проведенного мониторинга) в целях повышения познавательной мотивации, снятия тревожности.
2. Организовать просветительскую деятельность по повышению педагогической компетентности по работе с актуально и потенциально одаренными детьми через разные формы работы (лекции, семинары, круглые столы, тренинги, мастер-классы) в рамках реализации программы «Ветер перемен».
|
С целью дальнейшего участия педагогов-психологов МОУ ППМС ЦДиК в реализации целевой подпрограммы по одаренным детям и талантливой молодежи в форме лонгитюдного исследования на выявление одаренных, способных и талантливых детей в образовательных организациях КГО МОУ ППМС ЦДиК необходимо приобрести стандартизированный диагностический инструментарий, пройти обучающие курсы по работе с одаренными детьми.
|
|