Жестокое обращение с детьми

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Жестокое обращение с детьми

 

Жестокое обращение с детьми
(материал по выявлению и предупреждению жестокого обращения с детьми для специалистов)

«…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»
Конвенция о правах ребенка, ст.1

Жестоким обращение с детьми - типичное проявление насилия по отношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка и оказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности.
Жестокое обращение с детьми может проявляться в самых  различных формах, но среди них выделяют четыре основных типа.

  • Физическое насилие – умышленное причинение ребенку родителями или педагогами травм или других телесных повреждений.  Это не только избиение, истязание, но и телесные наказания, если они нарушают нормальное развитие ребенка.

  • Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного удовлетворения родителями или лицами, их заменяющими, основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи, оставление без присмотра маленького ребенка.

  • Эмоциональное (психологическое) насилие – оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства со стороны родителей, учителей и воспитателей, обвинение ребенка в том, в чем он не виноват, предъявление к нему явно завышенных требований, демонстрация родителями нелюбви к ребенку.

  • Сексуальное насилие – использование ребенка взрослым для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Каждому из вышеперечисленных категорий жестокого обращения присущ ряд общих признаков, проявлений и последствий.
Для детей подвергшихся физическому насилию характерны: синяки, раны, ссадины, следы от ударов ремнем, повреждения костей, внутренних органов.  Дети боятся взрослых, плохо общаются, агрессивны, жестоки по отношению к животным, не успевают в школе, проявляют криминальное или антиобщественное поведение.
Для детей подвергшихся пренебрежению со стороны взрослых характерны: утомленный сонный вид, бледное лицо, отставание в весе и росте от сверстников, педикулез, хронические заболевания, задержка речевого и психического развития, частые пропуски школьных занятий, агрессия, апатия, склонность к поджогам, жестокость к животным, сосание пальцев.
Для детей подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию характерны: депрессия, расстройства сна, задержка психического развития, эмоциональные нарушения в виде агрессии или подавленного состояния, ложь, воровство, неврозы, неумение общаться со сверстниками, плохие социальные навыки, хроническая неуспеваемость, низкая самооценка.
Для детей, в семьях которых происходит сексуальное насилие характерны: страхи, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, деструктивное поведение, уходы из дома, депрессия, попытки самоубийства, насилие по отношению к более слабым.


Васильева Елена Анатольевна,
педагог-психолог, социальный педагог
МОУ ППМС ЦДиК

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»