Подготовка к школе

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

О проблемах психологической готовности ребенка к школе

 

Проблемы  психологической  готовности  детей  к  школе  не новая.  Она  отражает  уровень  подготовки детей  к  школьному  обучению.  Улучшение  работы  невозможно  без  дифференциации  и  индивидуализации  обучения  и  воспитания.  Тем  более  необходимо,  что  значительная  часть  детей  сталкиваются  с  большими  трудностями  в  обучении.  По  имеющимся  данным  около  70%  учащихся  массовой  школы  нуждается  в  психологической  помощи  и  коррекции,  20%  младшей  школы  имеют  различнейшие  морфо-функциональные отклонения  и  около  20% - отклонения  психоневрологического  характера.  Есть данные  о  том,  что  40%  учащихся   начальной  школы  негативно  относятся  к  обучению,  у  более  половины  из  них  недостаточно  сформированы  отдельные  компоненты  мыслительной  деятельности.  Среди  детей  с  проблемами  есть  большие  группы  учащихся – интеллектуально  пассивных.  Возникновение  интеллектуальной  пассивности,  проявление  ее  первых  симптомов  уходит  своими  корнями  в  детство  ранее  и  дошкольное.  В  младшем  школьном  возрасте – эта  пассивность  проявляется  особенно  ярко.
Основная  функция  педагогической  работы  коллектива  дошкольного образовательного учреждения -   начального  образования –  это подготовка  детей  к  обучению  в  условиях  школы (среднего  звена  в  системе  образования).
Подготовка  детей  к  школе  осуществляется  с  момента  появления  ребенка  в  стенах  детского  сада.  Каждому  ребенку  заботливые  педагоги  стараются  помочь  быстрее  адаптироваться  в  условиях  общественного  воспитания. При  этом  учитывают  уровень  развития  и  потребности  в  общении  и  ведущей  деятельности,  а  так  же  индивидуалистические,  типологические  и  личностные  особенности.  От  того,  как  пройдет  первая  встреча  ребенка  со  взрослым,  поймет  ли  педагог  потребности  малыша  зависит  степень  привыкания  ребенка  к  детскому  коллективу.  Так  как  осознанная  потребность  в  независимости  от  мамы  проявляется  примерно  в  5  лет.  А  до  этого  возрастного  периода  у  детей  препарирует  потребность  в  замкнутости,  понимание и    любовь  особенно  со  стороны  мамы.
Чем  старше  ребенок  приходит  в  детский  сад,  тем  безболезненнее  адаптируется  в  детском  коллективе.  От  степени  адаптационности  ребенка  зависит  его  психологическое  развитие.
Основной  формой  организации  и  проведения  развлекательных  занятий  с  дошкольниками  является  игра, как  ведущий  в  этом  возрасте  вид  деятельности и  создающий  наиболее  благоприятные  условия  для  психологического  и  личностного  развития  ребенка.  Поскольку  в  ситуации  игры  ребенку  понятна  сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действия,  он  сам  стремится,  научится  тому,  чего  еще  не  умеет.  Это  стремление  определяет  потребность  в  деятельности со взрослым, которая  существенно  изменяется  в  зависимости  от  возраста  ребенка.
Для  детей  раннего  возраста  (до  3  лет)  смысловым  центром  любой  ситуации  является  взрослый  и  совместная  с  ним  деятельность.
Около  3  лет  возникает  тенденция  и  самостоятельной  деятельности,  у  ребенка  появляются  собственные  желания,  могущие  не  совпадать  с  желаниями  взрослых.  Возникновение  личных  желаний,   превращает  действия  в  волевое. На  основе  этого  открывается  возможность  для  соподчинения  желаний  и  борьбы  между  ними.  Участие  взрослого  сводится  в  основное  к  его  присутствию  рядом  с  детьми  и  мелкой  помощи,  оказываемой  им  по  их  просьбе.
Дошкольный  возраст – период  возникновения  и  развития  сюжетно-ролевых  игр.  На  этом  этапе  появляется  возможность  организации  более  сложных  количественных  игр,  способствующих  развитию  различных психологических  и  личностных  качеств,  приобретению  навыков  общения  и  взаимодействия  со  сверстниками,  развитию  произвольности.
Различные  возрастные  периоды  являются  сензетивными  для  развития  определенных  психологических  функций.  Выгодский,  говоря  о  системности  сознания,  дает  яркую характеристику  взаимозависимости  психологических  функций  в  раннем  и  дошкольном  возрасте.
Основной  функцией  раннего  возраста  является  восприятие. В  дошкольном  возрасте – память,   результатом развитития которой  является  образное  мышление  и  возможность  отрыва  от  конкретной  ситуации.
К  7  годам  формируется  новое  образование,  которое  традиционно  называют  «школьной  зрелостью».  «Школьная зрелость»  определяет  3  аспектами:

  1. Интеллектуальный

  2. Эмоциональный

  3. Социальный

Интеллектуальный  аспект  отражает  в  существенной  мере  функциональное  созревание  структур  головного  мозга.
Эмоциональный  аспект  понимается  как понимание  произвольности поведенческих  реакций.
Социальная  зрелость -  потребность  ребенка  в  общение  со  сверстниками  и  установление  контакта  в  других  группах,  способных,  выполнять  роль  ученика  в  ситуации  школьного  образования.
«Школьная зрелость»  определяет  психологическую  готовность  детей  к  обучению  в  школе,  Если  один  из  аспектов  «школьной  зрелости» не  развит,  то  это  ведет  к  деформации  адаптации  ребенка  в  условиях  школы.  Дезадатация  приводит  к  неуспеваемости,  к  нарушению  здоровья,  к  отклонению  поведения,  к  аномальным  формам   психологической  защиты.
Что  положительно  сказывается  на  их  интеллектуальном  и  личностном  развитие  и  говорит  о  наличии  у  детей  такого  новообразования  как  «внутренняя  позиция  школьника»?  Это новообразование  возникает  на  рубеже  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  и  представляет  собой  сплав  2-х  потребностей – познавательной  и  потребности  общения  со  взрослыми  на  новом  уровне.  Это  выражается  в  сознательном  формировании  и  понимании  намерений  и  целей,  т.е.  произвольности  поведения.  Слабое  развитие  произвольности – главный  «камень  преткновения»  психологической  готовности  школе.  Существуют  параметры  развития произвольности,  являющейся  частью  готовности  к  школе  и  на  которые  опирается   обучение  в  1-м  классе:

  • умение  детей  сознательно  подчинять  свои  действия  правилу,  обобщенно  определяющему  способ  действия.

  • умение  внимательно  слушать  говорящего  и  точно  выполнять  задания,  предлагаемые  в  устной  форме.

  • мение  самостоятельно  выполнять  требуемое  задание  по  зрительно  воспринимаемому  образцу.

Степень  развития  произвольности  определяет  и  характеризует  интеллектуальное  развитие.
Интеллектуальная  готовность  учитывает  не  только  сумму  усвоенных  ребенком  знаний,  но  и  уровень  развития интеллектуальных  процессов.  Ребенок  умет в этом возрасте  выделять  существенное  в  явлениях  окружающей  действительности,  умет  сравнивать  их,  видеть  сходное  и  отличное,  он    может  рассуждать,  находить  причины  явлений,  делать  выводы.  Для  успешного  обучения  ребенок  должен  уметь  выделять  предмет  своего  познания.  Показателем  интеллектуальной  готовности  является  развитие  речи  ребенка.  Речь  тесно  связана  интеллектом  и  отражает  как  общее  развитие  ребенка,  так  и  уровень  его  логического  мышления.
Подводя  итог,  перечислим  психологические  сферы,  по  уровню  которых  судят  о  психологической  готовности  к  школе:  аффективно-потребностной  сферы,  произвольности, интеллектуальной  и  речевой.

                                                      

Варакосова Е.Л.

  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»