Агрессия детей

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Детская агрессия, как с ней справиться

 

Проблема агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста становится наиболее актуальной на сегодняшний день.  Поэтому тема моей консультации будет посвящена вопросам агрессивного поведения и путям его преодоления, разрешения.  В ходе консультации хотелось бы рассмотреть вопросы, связанные с понятием агрессии, природой и формами ее проявления.
Ни для кого сегодня ни секрет, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка в нашем обществе обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.  Среди них особую тревогу вызывают такие проявления у подрастающего поколения, как жестокость, агрессивность и повышенная тревожность.
По данным статистики именно элемент агрессивного поведения занимает у детей первое место среди других проблем связанных с поведением.  Если раньше проявления были характерны для детей подросткового возраста, а в других возрастных периодах менее выражены, то,  как отмечают большинство специалистов, что сейчас они становятся более моложе.  Агрессия проявляется с большей жестокостью у детей начальной школы.  Это понятно и объяснимо. Ведь само понятие агрессия трактуется как – перевернутое чувство страха, или врожденная реакция человека для защиты «занимаемой территории».  Личность должна обладать определенной степенью агрессивности, но в мере ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости.
Чтобы разобраться в вопросах, что является  нормой агрессивного поведения или это нарушение необходимо рассмотреть природу и формы агрессивного поведения.
Формы достаточно разные от неприязни до оскорблений, применения физической силы, злости, гнева, крика, брани, обиды, раздражения.  Что у взрослых, что у детей они проявляются достаточно одинаково (например, когда возникает чувство страха, на ком то надо выместить свои чувства), но с разной степенью.
Женщинам свойственно раздражаться через слезы.  Мужчины уходят и переживают чувства наедине с собой, если не разрядятся в обычной драке.  У детей чувство агрессии проявляется чаще и ярче в зависимости от их уровня развития мышления, воли и характера.  А как мы знаем, мышление младших школьников находится на довольно низкой ступени развития.  Они выплескивают свои эмоции, применяя физическую силу (кулаки).
Причины агрессивного поведения разные.

  1. Как следствие конфликтов.

  2. Чисто инстинктивное поведение.

  3. Просмотр кинофильмов.

  4. Лишение чего-то желаемого.  На ранних стадиях развития личности с самого рождения ребенок целиком зависим, и подчиняется родителям. Родители порой ему навязывают детям свое  то,  что их сердит и злит.  Не проходит и дня, что какой либо порыв, какое либо желание, например, получить куклу не были бы подавлены родителями.  Постоянный запрет ребенку, это нельзя, не бери, лишение свободы приводят к агрессивному поведению и повышают ее степень.

  5. Частые наказания родителей связанные с лишением, долгой неподвижностью ребенка.

  6. В зависимости от общения со сверстниками.  В младшем школьном возрасте имеет место значение популярности ребенка в группе сверстников.  Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. 

  7. Отрицательный микроклимат в семье.  Обуславливает возникновение отчужденности,  грубости, стремление делать все назло.

Выделив причины можно сделать вывод о том, что агрессия в норме и является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека, если она не приобретает степень выраженности, от полного отсутствия до предельного развития, то это нарушения.
Что необходимо делать, если у ребенка нарушения в поведении, если появились признаки агрессивного поведения? Вот несколько общих советов:

  • Учитывайте особенности детей младшего школьного возраста.

  • Создайте благоприятный микроклимат в семье (не обижайте ребенка, старайтесь его понять).

  • Внимательность и огромное терпение.

  • Спокойствие и доброжелательность в общении.

  • Дайте ребенку выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты, например, позволить разорвать подушку, или разорвать портрет его врага.  Выходу эмоционального напряжения способствуют физические нагрузки, игры с водой, песком, глиной, снегом. А также специальные упражнения, которые связанны с рисованием:

      • рисование красками на больших листах бумаги с помощью пальцев,

      • на асфальте мелом,

      • рисование «Моя семья»,  которое отражает внутрисемейные отношения, * рисование с завязанными глазами и т.д.

  • Показываете ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте гнева к другим людям.

  • Любите и цените ребенка, не стесняйтесь приласкать, он видит, что нужен и важен для вас.

В частности совет родителям такой поиграйте с ребенком в домашние игры.  В лучшем случае посетите психотерапевтические занятия у психолога по коррекции агрессивного поведения.

Варакосова Е.Л

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»