Положение об организации интегрированного обучения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации интегрированного обучения (далее Положение) определяет порядок осуществления программ интегрированного обучения в образовательных учреждениях системы Копейского городского округа.
1.2. Под интегрированным обучением в настоящем Положении понимается обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем Положении понимаются специальные образовательные программы и методы развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.
1.4. Интегрированное обучение в образовательных учреждениях является приоритетной (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении) формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.
1.5. Интегрированное обучение в системе общего образования может осуществляться во всех образовательных учреждениях данной системы.
1.6. Нормативно-правовой базой функционирования учреждений интегрированного образования являются:

Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1 (с изм. от 24.04.2008);
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 № 124-ФЗ (с изм. от 30.06.2007);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изм. от 14.07.2008);
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997, № 288 (с изм. от 18.08.2008);
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об особенностях участия в ЕГЭ отдельных категорий выпускников» от 28.11.2006 № 01-827/08–01;

1.7.Обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении общего образования, специальном (коррекционном) образовательном учреждении, может быть организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.8. Интегрированное обучение организуется:
а) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования;
б) посредством функционирования класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении для лиц, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья;
в) посредством совместного обучения (воспитания) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии лиц с различными видами отклонений в развитии (в том числе, с сочетанием различных отклонений в развитии); если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.
1.9. Для негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы общего образования настоящее положение является рекомендательным.

2. Порядок направление на интегрированное обучение

2.1. Решение о создании в образовательном учреждении классов (групп) интегрированного обучения принимается учредителем образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения уведомляет об этом МОУ ППМС ЦДиК с указанием сведений о количестве интегрированных классов (групп) на каждой ступени образования в учреждении, примерном количестве мест для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть приняты на интегрированное обучение в каждой ступени, видах и степенях ограничений здоровья, с которыми предполагается осуществлять работу.
2.2. Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение принимается МОУ ППМС ЦДиК и содержится в заключении МОУ ППМС ЦДиК.
2.3. Основанием для рассмотрения МОУ ППМС ЦДиК вопроса о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение является заявка образовательного учреждения или заявление родителей (законных представителей).
2.4. Прием ребенка в МОУ ППМС ЦДиК и решение вопроса проводится по предварительной записи в порядке очередности поданных заявлений.
2.5. На сессии присутствует ребенок, а также его родители (законные представители). Указанные лица представляют, следующие документы: амбулаторная карта из поликлиники, паспорт родителя, письменные работы ребенка по русскому языку и математике а также справки, экспертные заключения, рекомендации, необходимые по их мнению для принятия членами комиссии решений.
2.6. По итогам обследования коллегиальное заключение МОУ ППМС ЦДиК, при письменном согласии родителей (законных представителей) передается в образовательное учреждение. Родителям (законным представителям) выдается выписка из коллегиального заключения, в котором содержится:
1) рекомендация получения образования в форме интегрированного обучения;
2) или рекомендация поступления в конкретное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в случае если для интегрированного обучения данного ребенка не удалось предложить соответствующих условий;
3) или указание на отсутствие у ребенка препятствий для получения общего образования в обычном порядке, если МОУ ППМС ЦДиК пришло к выводу об отсутствии у ребенка ограничений здоровья.
В коллегиальном заключении указываются рекомендации МОУ ППМС ЦДиК по созданию специальных условий обучения/воспитания для данного ребенка.
2.9. В случае если МОУ ППМС ЦДиК принято решение о направлении ребенка на интегрированное обучение, то указывается, к какой из степеней выраженности ограничения здоровья (СВОЗ) относится ребенок:
1) к первой степени ограничения здоровья относятся дети, состояние которых характеризуется как «пограничное» и которые при создании специальных условий успешно осваивают соответствующую общеобразовательную программу учреждения;
2) ко второй степени ограничения здоровья относятся дети, осваивающие при создании специальных условий только отдельные курсы общеобразовательных программ учреждения, в которое они интегрируются, а также полностью осваивающие программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
3) к третьей степени ограничения здоровья относятся дети, освоение которыми программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений невозможно гарантировать даже при создании специальных условий, тем не менее потенциал развития которых требует создания интегративной образовательной среды.

2.10. В коллегиальном заключении МОУ ППМС ЦДиК указывается срок его действия, который должен включать как минимум один полный учебный год. Как правило, этот срок определяется до прогнозируемого перехода ребенка на новую ступень образования. По истечении срока действия родители (законные представители) ребенка должны обратиться в МОУ ППМС ЦДиК для составления нового заключения.
2.11. МОУ ППМС ЦДиК при принятии решения о рекомендации направления ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение учитывает имеющиеся сведения на соответствующий учебный год, поступившие от образовательных учреждений, принявших решение о создании классов (групп) интегрированного обучения. При отсутствии по месту жительства ребенка с ограниченными возможностями здоровья таких образовательных учреждений, МОУ ППМС ЦДиК вправе рекомендовать интегрированное обучение в любом государственном образовательном учреждении. В этом случае образовательное учреждение обязано принять ребенка, имеющее соответствующее заключение МОУ ППМС ЦДиК и организовать для него интегрированное обучение.
2.12. На первые четыре месяца с момента начала интегрированного обучения ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность интегрированного обучения ребенка, интегрированное обучение продолжается в данном образовательном учреждении. В случае если по истечении испытательного срока педагогический совет образовательного учреждения выносит заключение о невозможности данного учреждения создать условия для интегрированного обучения конкретного ребенка, руководитель образовательного учреждения информирует об этом его родителей (законных представителей).
В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья направляется в МОУ ППМС ЦДиК для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения.
2.13. Лица, производившие обследование ребенка, другие работники МОУ ППМС ЦДиК обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в заключении.
2.14. В случае несогласия родителей (законных представителей) ребенка с коллегиальным заключением МОУ ППМС ЦДиК могут пройти повторное обследование лица с ограниченными возможностями здоровья в ОЦДиК. Решения МОУ ППМС ЦДиК могут быть обжалованы в судебном порядке.

3. Организация интегрированного обучения

3.1. Содержание интегрированного обучения детей в конкретном общеобразовательном учреждении определяется вариативными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.2. В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключением МОУ ППМС ЦДиК.
3.3. Специфика образовательного процесса в системе интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
3.4. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для них могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы разрабатываются и утверждаются Педагогическим советом образовательного учреждения.
3.5. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы интегрированного обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и уставом образовательного учреждения. При определении реабилитационной составляющей интегрированного обучения учреждение ориентируется на рекомендации МОУ ППМС ЦДиК и содержание ИПР (при ее наличии). При интегрированном обучении допускается сочетание различных форм получения образования.
3.6. Режим работы общеобразовательного учреждения интегрированного обучения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.7. Целесообразна организация интегрированного обучения в I смену по режиму продленного дня с организацией двухразового питания и необходимых развивающих мероприятий.
3.8. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся на интегрированном обучении.
3.9. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. Итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья может проводиться, в том числе, заочно на основе письменных или видеоматериалов, представленных специалистами, осуществляющими интегрированное обучение ребенка.
3.10. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения получают документ об образовании соответствующего образца.
3.11. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, получают свидетельство, подтверждающее прослушивание курса, соответствующего образовательной программе (уровню) данной образовательной организации (учреждения), с выделением предметов, по которым выставлена положительная оценка при итоговой аттестации.
3.12. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, при желании их родителей (законных представителей) вправе пройти аттестацию по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения того или иного вида с выдачей документа об образовании соответствующего образца.
3.13. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться дети с различными видами отклонений развития (в том числе, со сложной структурой отклонений в развитии, а также с отклонениями в развитии, степень выраженности или вид которых не соответствует профилю данного образовательного учреждения), имеющие рекомендации МОУ ППМС ЦДиК на обучение по одной и той же образовательной программе, если это не препятствует успешному освоению всеми обучающимися класса (группы) образовательных программ, соответствующих профилю данного образовательного учреждения.3.14. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях любого профиля могут быть созданы классы (группы) для обучающихся со сложной структурой отклонений в развитии, если в эту структуру входит отклонение в развитии, соответствующее профилю данного учреждения.

4. Поддержка интегрированного обучения

4.1. Численность обучающихся с ОВЗ интегрированно, не может превышать 25% численности класса (группы). Число обучающихся, отнесенных ко 2-й и 3-й СВОЗ в одном классе (группе) не может превышать двух.
4.2. Численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях сокращается по сравнению с нормативной численностью в зависимости от СВОЗ детей, находящихся на интегрированном обучении.
1) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 1-ой СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на два обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).
2) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 2-ой СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на три обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).
3) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 3-ей СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на пять обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).
4.3. Штат общеобразовательного учреждения, в котором осуществляется интегрированное обучение, в обязательном порядке дополнительно комплектуется следующими специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, специальный педагог (сурдопедагог, тифлопедагог – в зависимости от вида ограничений здоровья обучающихся).
4.4. Для работы в системе интегрированного обучения отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, логопедии, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.
4.5. Число ставок педагогов-специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, специального педагога) устанавливается таким образом, чтобы на каждого обучающегося с 1-й СВОЗ приходилось не менее 3 часов, со 2-й СВОЗ – 5 часов, а с 3-й СВОЗ – 7 часов работы педагогов-специалистов в неделю.
4.6. Должности педагога-психолога, социального педагога вводятся не менее одной единицы на каждый класс (группу) интегрированного обучения.
4.8. Медицинское обеспечение осуществляет штатный, а при необходимости также приглашенный по совместительству медицинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического и восстановительного характера, направленные на укрепление психосоматического здоровья детей. Также медицинский персонал оказывает консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гармоничного развития ребенка, гигиены, профилактики различных заболеваний и состояний.
4.9. Работникам системы интегрированного обучения создаются условия для обязательного повышения квалификации в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации.
4.10. Нормативы финансирования образовательных учреждений по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника в случае осуществления учреждением интегрированного обучения изменяются следующим образом:
1) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 1-ой СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 4.
2) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 2-ой СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 6.
3) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 3-ей СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 11.
4.11. Педагогическим работникам классов (групп) интегрированного обучения, назначается специальная надбавка в размере 5% к окладу за каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В расчет принимается число обучающихся, с которыми непосредственно работает (обучает, проводит развивающие, коррекционные, занятия) специалист. Руководителям школ, создавшим необходимые условия для функционирования классов интегрированного обучения, может быть установлен 20% размер надбавки к должностному окладу.
4.12. Дополнительное финансирование образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, происходит также за счет средств, выделяемых в рамках региональной долгосрочной программы по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.13. Орган управления образованием создает специализированные организации, отвечающие за методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию деятельности образовательных учреждений, осуществляющий интегрированное обучение, обобщение и распространение их практики.