Положение о специальных (коррекционных) классах

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с задержкой психического развития разработано в соответствии со следующими документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постанов­лением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (с изменениями от 10 марта 2000, 23 декабря 2002, 1 февраля 2005, 18 августа 2008, 10 марта 2009);
Письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 30 мая 2003 № 27/2881–6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 № 120-ФЗ;
Инструктивно-методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов»;
Инструктивным письмом Министерства здравоохранения от 23 января.1990 № 22-02-08/11 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901–6 «Положение о Психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
Приложением к письму Министерства образования РФ от 12 января 1993 № 10/32-т «Извлечения из перечня компенсационных доплат и повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений»
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждении I–VIII вида Челябинской области на 2012–2013 учебный год» от 10. 08. 2012 № 01–2205.

1.2. Цель организации специальных (коррекционных) классов VII вида — создание цело­стной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с за­держкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здо­ровья.
1.3. Система работы в специальных (коррекционных) классах VII вида направлена на ком­пенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нор­мализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психи­ческого развития, повышение их работоспособности, активизацию познавательной дея­тельности. В данной системе строго определены и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно — развивающее, лечебно-профилактическое, соци­ально-трудовое направления деятельности.
1.4. Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

активизацию познавательной деятельности учащихся;
повышение уровня их умственного развития;
нормализацию учебной деятельности;
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
социально-трудовую адаптацию.

1.6. Деятельность специальных (коррекционных) классов VII вида строится в соответст­вии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптив­ность и вариативность системы образования.
1.7. Школа обеспечивает обучающимся в специальных (коррекционных) классах VII вида условия для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
1.8. Школа несет ответственность за жизнь обучающихся в специальных (коррекци­онных) классах VII вида во время образовательного процесса, реализацию конституцион­ного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ VII ВИДА

2.1. Специальные (коррекционные) классы VII вида открываются на основании приказа образовательного учреждения по согласованию с учредителем.
2.2. Специальные (коррекционные) классы VII вида открываются на ступени начально­го общего образования в начале первого или второго года обучения и могут функциони­ровать до 9 класса включительно.
2.3. В специальные (коррекционные) классы VII вида для детей с задержкой психического развития принимаются:

в первый класс — дети семилетнего возраста, впервые поступающие в школу, но, ввиду нарушений психического развития, не подготовленные к усвоению школьной программы, а также дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 6,5 лет;
во второй класс — дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с се­милетнего возраста.

2.4. Дети с задержкой психического развития, поступающие в школу из коррекционных групп дошкольных учреждений, зачисляются в специальные (коррекционные) классы VII вида без дополнительного обследования, на основании ранее существующего психолого-медико-педагогического заключения.
2.5. Направление (перевод) детей с задержкой психического развития в специальные (коррекционные) классы VII вида осуществляется на основании заключения МОУ ППМС ЦДиК.
2.6. Зачисление в указанные классы проводится только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.7. Приему в специальные (коррекционные) классы VII вида не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии:

разные степени умственной отсталости;
деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы;
нарушения общения в форме раннего детского аутизма.

2.8. Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII вида, групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях – не более 12 человек.

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

3.1. Организация образовательного процесса в специальных (коррекционных) классах VII вида осуществляется в соответствии с Уставом, учебным планом, годовым графиком и режимом работы, разрабатываемыми общеобразовательным учреждением самостоятель­но.
3.2. Учебные занятия в специальных (коррекционных) классах VII вида проводятся в пер­вую смену.
3.3. Обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида на I ступени осуществля­ется в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразователь­ной школе, рекомендованными Управлением реабилитационной службы и специального образования министерства образования Российской Федерации;
на II ступенив соот­ветствии с примерными программами основного общего образования, адаптированными к особенностям психофизического развития детей с задержкой психического развития:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения —4 года);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения —5 лет).

3.4. Обучение организуется по учебникам для специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений VII вида или по учебникам для общеобразовательных учреждений.
3.5. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению МОУ ППМС ЦДиК и по за­явлению родителей (законных представителей) обучающиеся специальных (коррекцион­ных) классов VII вида могут быть переведены в обычные классы общеобразовательного учреждения.
3.6. Если задержка психического развития имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения), то по заключению МОУ ППМС ЦДиК дети обучаются в специальных (коррекционных) клас­сах VII вида до 9 класса.
3.7. При отсутствии положительной динамики развития в условиях коррекционно-развивающего обучения в течение учебного года обучающиеся в установленном порядке направляются в МОУ ППМС ЦДиК для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
3.8. В случаях необходимости уточнения заключения обучающиеся с задержкой психическо­го развития с согласия родителей (законных представителей) направляются в соответст­вующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалиста­ми (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).
3.9. С целью уточнения диагноза обучающиеся могут находиться в специальных (коррек­ционных) классах VII вида в течение одного года.
З.10. Перевод обучающихся из специальных (коррекционных) классов VII вида в специ­альные (коррекционные) образовательные учреждения может быть произведен на основа­нии заключения МОУ ППМС ЦДиК только с согласия родителей (законных представителей).
3.11. При проведении уроков трудового обучения обучающиеся в специальных (коррек­ционных) классах VII вида делятся на две группы, начиная с пятого класса.
3.12. Содержание трудового обучения определяется исходя из региональных, местных ус­ловий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных про­филей труда, включая подготовку для индивидуальной трудовой деятельности.
3.13. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителями на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом основного общего образования.
3.14. В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся, ликвидации пробелов в знаниях организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.
3.15. Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития обучающих­ся с целью выявления их индивидуальных особенностей, определения направлений коррекционно — развивающей работы, фиксируют текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков обра­зовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функ­ционального состояния их здоровья в формах документации, утвержденных приказами Комитета по образованию.
3.16. Для оказания логопедической помощи в штат образовательного учреждения со спе­циальными (коррекционными) классами VII вида вводится должность учителя логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся с нарушениями речи.
3.17. Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся с задержкой психи­ческого развития осуществляется на специально организованных индивидуальных и групповых логопедических занятиях закрепленным за этим классом учителем-логопедом.
3.18. Медицинское обеспечение в специальных (коррекционных) классах VII вида осуще­ствляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией отвеча­ют за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, дис­пансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию закаливания и питания.
3.19. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу школь­ного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), оказывает систематиче­скую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении на­правлений и планировании работы специальных (коррекционных) классов VII вида, про­водит мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы.
3.20. Контроль за работой специальных (коррекционных) классов VII вида, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на заместителя ди­ректора по начальной школе и курирующего данное направление заместителя ди­ректора основной школы.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников специальных (коррекционных) классов VII вида за курс основной школы проводится по трем учебным предметам:

обязательные экзамены: алгебра и русский язык (диктант или изложение по решению педагогического совета школы);
один устный экзамен по выбору выпускника из числа учебных предметов, изучавшихся в IХ классе.

Тексты письменных экзаменационных заданий для проведения обязательных экзаменов по русскому языку и алгебре разрабатываются с привлечением учителей-предметников коррекционной педагогики и утверждаются приказом Управления образования.
3.21. Вопросы и задания к устным экзаменам по выбору выпускника специального (коррекционного) IX класса составляются образовательным учреждением, принимаются на заседаниях методических объединений и утверждаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
3.22. Выпускники IX класса, успешно освоившие курс основного общего образования и прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ установленного образца.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские ра­ботники, дети с задержкой психического развития и их родители (законные представители).
4. 2. В специальных (коррекционных) классах VII вида обучаются дети с задержкой пси­хического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и под­вижности психических процессов, несформированность произвольной регуляции деятель­ности, эмоциональная неустойчивость.
4.3. Обучающиеся имеют право:

на получение бесплатного начального общего и основного общего образования в соот­ветствии с государственными образовательными стандартами;- на коррекцию отклонений в развитии средствами образования;
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки;
на получение дополнительных (в том числе платных) услуг;
на уважение своего человеческого достоинства:
на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
на поощрение за успехи в учении;
на добровольное участие в мероприятиях класса, школы, не предусмотренных образовательной программой.

4.4. Обучающиеся обязаны:

добросовестно учиться;
выполнять Устав школы;
уважать честь и достоинство педагогических работников общеобразовательного учреждения и обучающихся;
соблюдать режим занятий.

4.5. Родители (законные представители) имеют право:

ознакомиться с Уставом школы и другими нормативными документами, регулирующими деятельность образовательного учреждения;
принимать участие в управлении образовательным учреждением;
защищать законные права и интересы ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации школы;
присутствовать на занятиях по согласованию с педагогом и администрацией школы;
вносить предложения администрации школы по совершенствованию образовательного процесса.

4.6. Родители (законные представители) обязаны:

выполнять Устав школы и другие нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения;
поддерживать интерес обучающегося к образованию;
ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях организации режи­ма;
своевременно информировать администрацию общеобразовательного учреждения о пропуске занятий по причине болезни или по иной причине и о дате возобновления занятий.

4.7. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не преду­смотренные пунктами 4.5, 4.6 настоящего Положения, могут закрепляться в договоре, за­ключенном между ними и общеобразовательным учреждением в соответствии с Уставом школы.
4.8. В специальных (коррекционных) классах VII вида работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы с детьми с задержкой психического развития и про­шедшие специальную подготовку.
4.9. Педагогические работники, осуществляющие обучение детей с задержкой психиче­ского развития, имеют права, предусмотренные законом РФ «Об образовании» и Уста­вом школы.
4.10. Педагог обязан:

знать специфику работы с детьми, имеющими задержку психического развития;
выполнять государственные программы с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития;
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;
не допускать перегрузки, составлять индивидуальные программы обучения;
своевременно заполнять документацию установленного образца.

4.11. Классный руководитель обязан инициировать работу по организации психолого -медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с задержкой психи­ческого развития.
4.12. Курирующие специальные коррекционные классы заместители директора обязаны:

обеспечить своевременную организацию коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития;
контролировать выполнение и уровень освоения учебных программ обучающимися не реже 1 раза в четверть;
контролировать своевременность проведения коррекционно-развивающих занятий, ле­чебных и профилактических процедур, занятий лечебной физкультурой и корригирующей гимнастики;
контролировать ведение документации;
контролировать соблюдение СанПиН.

V. МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1. Для работы специальных (коррекционных) классов VII вида оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и лечебно -профилактической работы.
5.2. Для работы специальных (коррекционных) классов VII вида в режиме продленного дня в начальной школе оборудуется помещение, приспособленное для занятий и отдыха.
5.3. Педагогическим работникам, специалистам, работающим в специальных (коррекцион­ных) классах VII вида, оплата труда производится по повышенным ставкам согласно Положению об оплате труда работников школы.