Положение о классах компенсирующего обучения

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Положение о классах компенсирующего обучения

 

Положение о классах компенсирующего обучения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении разработано в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»;

  • Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (Приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях, утверждённому Приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»).

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях
1.3. Классы компенсирующего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.4. Цель организации классов компенсирующего обучения — создание для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их способностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в общеобразовательном учреждении.
1.5. Работа классов компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, на­рушений работоспособности, выработку произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического развития.
1.6. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся в классах компенсирующего обучения условия для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
1.7. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь обучающихся в классах компенсирующего обучения во время образовательного процесса, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта.

2. Организация классов компенсирующего обучения

2.1. Классы компенсирующего обучения открываются приказом директора общеобразовательного учреждения по согласованию с управлением образования.
2.2. Направление (перевод) обучающихся в классы компенсирующего обучения проводится на основании заключения школьного психолого-медико-педагогического консилиума или МОУ ППМС ЦДиК.
2.3. Зачисление в классы компенсирующего обучения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.4. Классы компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении открываются преимущественно на ступени начального общего образования.
2.5. На ступени начального общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться и создаваться до 4 класса включительно.
2.6. В классы компенсирующего обучения направляются или переводятся дети группы «риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии и противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к школьному обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
2.7. Психолого-медико-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.
2.8. Психолого-педагогическое диагностирование обучающихся проводится в следующем порядке: а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и её вероятных причин;
в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностическойинформации о детях в период их первичной адаптации в образовательномучреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного психологического исследования, проводимого педагогом-психологом.
2.9.Показания к направлению в классы компенсирующего обучения
а) нарушения работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
— астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (хронические заболевания внутренних органов в стадии рецидива;
— аллергические заболевания:
бронхиальная астма II–III стадий, атонический дерматит в стадии обострения;
хронический тонзиллит (гипертрофия миндалин III–IV степеней);
реконвалисценты инфекционных заболеваний;
вегето-сосудистая дистониясредней степени тяжести и тяжелая);
— церебрастеническое состояние (субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния:
сахарный диабет, ожирение III–IV степеней, за­болевания щитовидной железы;
посттравмическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
— астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов;
б) нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения:

ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, неврозоподобный энурез и энкопрез);
психогенное патологическое формирование личности;
синдром истинной невропатии;
избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития), ранний детский аутизм (IV группа);
психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);
некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу;

в) педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
2.10. Противопоказаниями для направления в классы компенсирующего об­учения являются:

разные степени умственной отсталости;
деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы;
выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
задержка психического развития.

Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9–15 человек, групп продленного дня — 25 человек.
2.11. Распорядок дня для обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.
2.12. Дети, успешно обучающиеся в классах компенсирующего обучения, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения.
2.13. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента осуществляется в пределах первого года обучения.
2.14. Перевод обучающихся из классов компенсирующего обучения общеобразовательного учреждения в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы) может быть произведен только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ЦДиК.

3. Образовательный процесс

3.1. Учебно-воспитательный процесс в классах компенсирующего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
3.2. Организация образовательного процесса, начало
и продолжительность учебного года, продолжительность каникул в классах компенсирующего обучения определяется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом, учебным планом, годовым графиком и режимом работы общеобразовательного учреждения.
3.3. Обучение
в классах компенсирующего обучения осуществляется в соответствии с примерными программами I и II ступеней основного общего образования, адаптированными к особенностям психофизического развития детей группы «риска». Срок освоения программ соответствует срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования и основного общего образования.
3.4. Основными задачами компенсирующего обучения являются:

охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
повышение уровня
их интеллектуального развития;
нормализация учебной деятельности;
компенсация недостатков эмоционально-личностного
и социального развития.

3.5. Организация компенсирующего обучения предусматривает:

целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей социальной роли — роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса
к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей группы «риска» на начальном этапе их обучения, познавательными интересами;
развитие
до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность:
фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в си­стеме
глаз — рука;
обогащение кругозора
и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы «риска» интеллектуальной пассивности, безынициативности);
формирование
до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общедеятельностных учебных умений (выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, составлять план деятельности, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, выбирать адекватные средства решения, осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перцептивных умений (вычленять и логически перерабатывать учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний, на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установле­ния закономерных и причинно-следственных связей).

3.6. Фронтальное компенсирующе-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным стандартом.
3.7.
Для обучающихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, часы, предусмотренные для проведения индивидуальных и групповых занятий. Продолжительность таких занятий не превышает 30 минут, наполняемость групп — 4–5 человек.
3.8.
Часы школьного компонента, предусмотренные Базисным учебным планом, используются только на предметы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии обучающихся.
3.9. Медицинское обеспечение
в классах компенсирующего обученияосуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией отвечают за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания и питания.
3.10.
В необходимом случае для работы с обучающимися в классах компенсирующего обучения привлекаются специалисты, неработающие в данном образовательном учреждении (врач-психоневролог и др. специалисты), на договорной основе.
3.11.
Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее 1 ставки на 25 человек с нарушениями речи.

4. Участники образовательного процесса

4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники, обучающиеся и их родители (законные представители).
4.2. Обучающиеся имеют право на:

  • получение бесплатного начального общего и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки;

  • получение дополнительных (в том числе платных) услуг;

  • уважение своего человеческого достоинства;

  • свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

  • моральное и материальное поощрение за успехи в учении;

  • добровольное участие в мероприятиях класса, школы, не предусмотренныхобразовательной программой.

4.3. Обучающиеся обязаны:

  • добросовестно учиться;

  • выполнять устав общеобразовательного учреждения;

  • уважать честь и достоинство педагогических работников общеобразовательного учреждения и обучающихся;

  • соблюдать расписание занятий.

4.4. Родители (законные представители) имеют право:

  • выбирать образовательное учреждение (класс), форму получения обучающимися образования;

  • ознакомиться с уставом общеобразовательного учреждения и другиминормативными документами;

  • принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением;

  • защищать законные права и интересы ребенка;

  • обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации общеобразовательного учреждения;

  • присутствовать на занятиях по согласованию с педагогом;

  • вносить предложения администрации школы по совершенствованию образовательного процесса.

4.5. Родители (законные представители) обязаны:

  • выполнять устав общеобразовательного учреждения;

  • поддерживать интерес обучающегося к образованию;

  • ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях организации режима;

  • соблюдать охранительный режим в соответствии с заключениями медицинских работников;

  • своевременно информировать администрацию общеобразовательного учреждения об отмене занятий по случаю болезни или по другой причине и о дате возобновления занятий.

4.6. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 4.4., 4.5. настоящего Положения, могут за­крепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.
4.7.
В классах компенсирующего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы с детьми группы «риска» и прошедшие специальную подготовку.
4.8. Педагогические работники, осуществляющие обучение детей, имеют права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании»
и Уставом общеобразовательного учреждения.
4.9. Педагог обязан:

  • знать специфику работы с детьми группы «риска»;

  • выполнять государственные программы с учетом психофизических особенностей обучающихся;

  • развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

  • не допускать перегрузки, составлять индивидуальные программы обучения;

  • своевременно заполнять журнал учета проводимых индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

  • вносить в классный журнал данные об успеваемости обучающихся.

4.10. Классный руководитель обязан:

  • вносить в классный журнал все данные об обучающихся;

  • инициировать работу по организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся.

4.11. Администрация обязана:

  • обеспечить своевременную организацию коррекционно-развивающего обучения детей;

  • контролировать выполнение и уровень освоения учебных программ обучающимися, оформление документации не реже одного раза в четверть;

  • контролировать своевременность проведения коррекционно-развивающих занятий, лечебных и профилактических процедур, занятий адаптивной физической культуры;

  • контролировать ведение журнала учета индивидуальных и групповых занятий, заполнение классного журнала;

  • контролировать соблюдение САНПиН.

4.12. Педагоги проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определение направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ.

4.13. Медицинский работник оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с учётом здоровья и особенностей их развития.
4.14. Медицинский работник (педиатр, психоневролог, психиатр) оказывают консультационную помощь
и дают рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья обучающихся.
4.15. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу школьного психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям
и воспитателям в определении направлений и планировании работы классов компенсирующего обучения, анализирует результаты обучения.
4.16. Контроль
за работой классов компенсирующего обучения, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на руководителя общеобразовательного учреждения.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1. Для работы классов компенсирующего обучения в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха.
5.2. Классным руководителям классов компенсирующего обучения производится доплата
за классное руководство в установленном порядке в полном объеме.
5.3.
За напряженность работы педагогическим работникам, специалистам, работающим в классах компенсирующего обучения, устанавливается доплата в размере 15% от должностного оклада за часы работы в указанных классах (группах).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»