Гиперактивность

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Гиперактивные и гипоактивные дети

 

Гиперактивные и гипоактивные дети

«Те, кто напускает на себя уж очень умный вид – теперешние младенцы лет трёх от роду», - записала в своём дневнике Сей-Сенагон, японская писательница, жившая в X веке. С тех пор изменилось немногое. Дети не перестают удивлять нас, а взрослым хочется верить в чудо. Любая мама точно знает, что её ребёнок – особенный, не похожий на других. И она совершенно права. Но, к сожалению, некоторым особенным детям нужно не столько наше восхищение, сколько наша помощь.
В последнее время, сначала в Интернете, а потом на телевидении, и в газетах, замелькали сообщения о детях-индиго, «детях новой формации», которых не надо ничему учить, потому что они и так умнее всех взрослых, вместе взятых. Это дети, «обладающие тёмно-синим цветом ауры», чувствующие себя «царственными», не признающие авторитета взрослых и не желающие им подчиняться, отвергающие любые дисциплинарные требования и монотонную работу, склонные к творчеству, способные рассуждать на философские темы, рассказывать о жизни на других планетах и т.д. Далее обычно следует вывод, что они призваны изменить мир к лучшему, а также – что психологи и педагоги не желают замечать «детей новой формации», в силу своей узколобости, а врачи (о ужас!) даже предлагают их лечить. «От чего лечить? – вопрошают возмущенные экстрасенсы. – От гениальности?» 
«Конечно не от гениальности, - отвечают врачи. – От последствия родовой травмы, которые мешают таким детям адаптироваться, использовать в полной мере все свои способности и в конечном счёте – быть счастливыми. Это  дети – не инопланетяне, им не нужен контакт с ноосферой, а толковый  врач-невропатолог (врач-психиатр), который поможет научиться терпению, дисциплине, самоконтролю, словом, всему тому, что помогает добиться успеха в жизни.
В описаниях детей-индиго, которые приводятся на страницах жёлтой прессы, причудливо перемешаны нормальные особенности детской психики (высокая самооценка, предприимчивость, творческая активность, склонность к абстрактным «рассуждениям», обычно представляющим собой винегрет из услышанных когда-то высказываний взрослых, эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, возрастное упрямство и негативизм) и симптомы так называемой гиперактивности (неумение ждать и терпеть даже несколько минут, неумение подчиняться элементарным дисциплинарным требованиям, неумение сосредоточиться, неумение переключаться, неумение вступать в продуктивное общение с детьми  и взрослыми).
Гиперактивные дети — это дети, которые крайне легко возбуждаются, очень подвижны, активны и с большим трудом поддаются контролю. Гипоактивные дети — очень спокойные и медлительные, иногда родителям и воспитателям даже кажется, что у такого ребенка задержка развития, но на самом деле они обычно держатся на нижней границе норм развития.
Все начинается с патологической беременности.
В результате нарушений кровообращения в плаценте (такое чаще всего случается при позднем токсикозе) у ребенка нарушаются тонкие механизмы регуляции мозгового кровообращения и обмена веществ в ткани мозга. Невропатологи называют это состояние перинатальной энцефалопатией — то есть поражением мозга в дородовом периоде, или ПЭП (диагноз, который часто можно увидеть в карточках новорожденных младенцев). При ПЭП в мозгу детей может нарушаться нормальное функционирование системы возбуждения (у гипоактивных детей) или торможения (у гиперактивных детей).
У большинства как гипер-, так и гипоактивных детей на первом году жизни выявляется ПЭП, но, к сожалению, далеко не всегда такие дети получают необходимую терапию.
Коварство ПЭП заключается в том, что самое эффективное лечение возможно на первом году жизни, когда признаки патологии очевидны только для специалистов. В результате мно­гие родители отказываются от лечения («Зачем пичкать малыша таблетками, я же вижу, что он здоров!»), а когда через пять-шесть лет они сталкиваются с нарушениями поведения ребенка, то зачастую просто не могут понять, что это аукнулась не долеченная много лет назад патология.
Сразу нужно подчеркнуть, что подобное заболевание ни в коем случае не смертельно и практически не беспокоит самого ребенка. Взрослых может шокировать и раздражать его поведение, но самому ребенку такой стиль жизни представляется совершенно естественным. Тем не менее и у гипер- и у гипоактивных детей, как правило, возникают проблемы в общении со сверстниками, в детском саду и в школе, поэтому они нуждаются в помощи. (А главное — в помощи и поддержке, как правило, нуждаются родители.) К сожалению, очень часто родители и воспитатели просто не осведомлены об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности, родовой травмы или перинатальной энцефалопатии в прошлом и считают их просто плохо воспитанными, избалованными, глупыми, недисциплинированными, дерзкими, а в последнее время — иногда еще и особенными — детьми-индиго. На самом деле это не так. Гиперактивный ребенок не может поддерживать беседу не потому, что он плохо воспитан, и не потому, что собеседник слишком глуп, а просто потому, что такой ребенок, в силу особенностей работы своего мозга, не может перестать говорить и начать слушать. (К сожалению, этот недостаток свойствен и многим взрослым.) Такой ребенок (и такой взрослый) нуждается не в диагностике цвета ауры, а в элементарной помощи. Прежде всего, необходимо наблюдение у невропатолога и психолога.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»