Межличностные отношения

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Межличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс

 

Межличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности и общении.

В школе в межличностные  отношения вступают педагоги и школьники. Они взаимодействуют в процессе учебной деятельности и оказывают влияние друг на друга, превносят «изюминки» в межличностное  общение.

Не секрет, что работа учителя требует от него стойкой психологической уравновешенности, выдержки и терпения. Это выражается в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Стиль – одно из главных условий профессионального мастерства учителя.

Различают множество видов и типов стилей педагогической деятельности. Но в основе всех стилей всегда находится развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагога – деловых, общения, личности.

Одним из составляющих качеств общения учителя с учеником является педагогический такт. Он заключается в психологической поддержке ребёнка. В процессе её педагог:

  • сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка;

  • помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;

  • помогает ребёнку избежать ошибок;

  • поддерживает ребёнка при неудачах.

Этому способствует развитие педагогической интуиции – умение предвидеть и избежать конфликтной ситуации.

Конфликты в школе возникают постоянно. Можно выделить 4 группы педагогических конфликтов.

1.  Мотивационные конфликты. Они возникают тогда, когда учитель и ученик разобщены, противопоставлены, у них разные цели и разная направленность.

2.  Конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. В процессе обучения в школе ученик проходит 4 конфликтных периода:

  • 1 класс – переход от игровой деятельности к учебной; период адаптации длится от 3 месяцев до 1,5 лет

  • 4 класс – возрастают требования к учебной деятельности, появляется много предметов, повышается самостоятельность

  • 9 класс – внутренний конфликт куда идти после окончания 9 класса

  • 11 класс – окончание школы, как жить дальше?

3.  Конфликты взаимодействий. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целей, установок и ценностных ориентаций.
Конфликты во взаимодействиях «учитель – ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нравственно-этического характера. Многие подростки и старшие школьники выказывают недоверие учителю. Чаще это вызвано педагогическим манипулированием в общении с подростком.

Любой конфликт имеет свою определённую структуру, сферу и динамику.

Структура КС складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.                  

Внутренняя позиция: цели, интересы, мотивы.
Внешняя позиция: мнение, точка зрения, пожелание.

Различать внешнюю и внутреннюю позицию конфликтующих необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее, существенное.
Конфликтные взаимоотношения с подростком могут изменяться в лучшую сторону, если ориентироваться не на внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, то есть понять его цели, интересы, мотивы.

Объект конфликта определить бывает непросто

Учитель - дисциплина на уроке.
Ученик – стремление к самоутверждению.
Объединение объектов – начало улаживания конфликта.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учитель и школьник часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако налдо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не «перетекал» в личностную.
Динамика конфликта складывается из 3 основных стадий: нарастания, реализации и затухания. Один из эффективных способов «блокировки» конфликта на I стадии – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельную. На III стадии можно проводить беседы, выявлять и устранять причины конфликта.
Существуют различные методы разрешения КС. Попадая в КС, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния.

Существуют различные способы понять другого человека

  • Метод интроспекции – поставить себя на место другого…

  • Метод эмпатии – вникание в переживания другого человека

  • Метод логического анализа – если вы рациональны

  • Метод нейтролизации

  • Автокоррекция собственных психологических состояний.

При любой КС участники конфликта испытывают неблагоприятное психологическое воздействие – стресс, как информационный так и эмоциональный. Различные формы стресса (импульсивная, тормозимая) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушением двигательного и речевого поведения.

Если стресс оказывает отрицательное влияние на деятельность, то наступает дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Хронический КС порождают хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребёнка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает повзросление уровня самозащиты. Создаётся порочная цепь конфликтной готовности.

Межличностные конфликты – самая главная причина заболеваний неврозами. Сотни исследований показывают, что конфликт между учителем и учеником становится причиной той интеллектуальной недостаточности, которая принимается за умственную отсталость. Многие дети (либо из неблагополучных семей, либо ослабленные болезнью, либо попросту медлительные) выказывают раздражение, нетерпение у учителя. Окрики, грубые оскорбления вызывают у ребёнка состояние заторможенности. Повторение этих ситуаций закрепляет тормозную реакцию на резкое обращение учителя, она становится привычной. В классе на уроке у них остаётся единственное притязание – чтобы их оставили в покое. Эти дети выходят из КС «всего лишь» примитивными личностями, отделавшись низким уровнем общего развития, ограниченной реализацией интеллектуального потенциала.

Выход из КС – привычная ленность. Психологическая трудность вызывает торможение, которое в свою очередь может вызвать или суетливость, или физическую неподвижность, то есть отсутствие самостоятельности.
Выход из КС – утрата волевого импульса;
ЗПР;
Блокада самостоятельности у детей с хорошим интеллектом.

Таким образом, хронические конфликты приводят к развитию различных дидактогений. Правильное отношение старших к детям предотвращает десоциализацию школьников. Барьеры между взрослым и ребёнком рухнут, возрастёт ощущение собственной полезности, нужности, если м/л отношения будут строится на основе сотрудничества, взаимного уважения. Общение между учителем и учеником будет эффективным и бесконфликтным, если принимать то, что сообщает партнёр; принимать его чувства; отказываться от осуждения партнёра.

Формирование стиля эффективного общения требует терпения и практики.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»