Суицидальное поведение

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Особенности суицидального поведения детей и подростков

 

Особенности суицидального поведения детей и подростков


На своем жизненном пути, от рождения и до смерти, человек преодолевает возрастные нормативные кризисы, разрушая что-то старое и отжившее и открывая для себя новые, ранее недоступные возможности личностного становления.  Эриксон отмечает, что в подростковом возрасте дети с момента их рождения переживают уже 5 нормативный кризис.  В этом возрасте подростки обоего пола  мечутся в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Основные черты личностного кризиса

  • Кризис вызывается ситуацией невозможности решить важнейшие жизненные проблемы привычными способами.

  • Предполагает существенную перестройку личности и ее связей с окружающим миром.

  • Является водоразделом между относительно стабильными фазами развития, уровнями зрелости, а также механизмом их смены.

  • Обозначает время, когда в личности умирает всё старое и рождается новое.

  • Влечет за собой освоение нового статуса и новых ролей.

  • Кризис — это вызов, брошенный жизнью.        

  • Это не патология, а фактор эффективного развития личности.

  • Может быть как источником силы личности, так и фактором, выявляющим недостатки и ограничения.

  • Трудности преодоления могут стать причиной асоциализации и девиантного  поведения.

Субъективные сложности прохождения личностного роста усугубляет проблема адаптации детей в школьной среде.  Дезадаптация подростков может привести к суициду.

 Основные мотивы суицидального поведения у подростков

  1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

  2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

  3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

  4. чувство мести, злобы, протеста;

  5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

  6. страх наказания;

  7. избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему). Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления.

Наблюдая за подростком выявить следующие признаки суицидального поведения.

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. 1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».

  2. 2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

  3. 3. Много шутить на тему самоубийства.

  4. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

    • в еде - есть слишком мало или слишком много;

    • во сне - спать слишком мало или слишком много;

    • во внешнем виде — стать неряшливым;

    • в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания,

    • избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно, то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  • • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

  • • Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

  • • Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.

  • • Предпринимал раньше попытки суицида.

  • • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.

  • • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

  • • Слишком критично настроен по отношению к себе.

Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная, неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.

Поводом суицида могут послужить: развод родителей; болезнь или смерть близких; в одиночество в семье; оскорбление другими членами семьи.

А так же:

  1. Конфликты, связанные с состоянием здоровья:

    • психические заболевания  (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);

    • соматические заболевания;

    • R онкологические заболевания;

    • инфекционные заболевания (СПИД, венерические заболевания);

    • уродство (как правило, приобретенное).

  2. 2. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:

    • боязнь уголовной ответственности;

    • опасение другого наказания или позора.

  3. Конфликты, возникающие в учебных заведениях.

Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями. Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.

Кто подвержен суициду

  1. Наследственные суициды. Педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.

  2. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии). Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

  3. Дети-инвалиды. Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.

  4. Трудные подростки. Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

  5. Беспризорники. Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

  6. Неформальные группы. В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции.

 

Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности.

Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)

  •  Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;

  • Высокая степень нарциссического самопознания;

  • Независимость и осознание себя;

  • Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников,потребность вписаться в группу;

  • Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;

  • Пик эгоизма;

  • Сильная застенчивость;

  • Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;

  • Частое ощущение, что тебя никто не понимает.

 

Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)

  • Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;

  • Возможность абстрактно мыслить и планировать;

  • Сильное влияние культуры сверстников;

  • Попытка определить свои возможности, желания;

  • Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;

  • Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем ипоследствиями в будущем.

 

Все же надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе. Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств,  приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.

Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.

  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

  3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

  4. Напоминание о значимых для него людях.

  5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра- «Да».

  6. Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

  7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

  8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

  9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было... То есть рациональное внушение уверенности.)

 

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»