Вопросы дифференциальной диагностики

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Вопросы дифференциальной диагностики

 

Отличие функциональной дислалии от органической (механической) дислалии

При функциональной дислалии отсутствуют аномалии в строении артикуляционного аппарата. Подвижность артикуляционных органов более сохранна.

Отличии функциональной дислалии от стёртой дизартрии

При стёртой дизартрии наблюдаются:

  • отягощённый анамнез: патология внутриутробного развития; затяжные роды, асфиксия новорождённых;

  • раннее моторное развитие – держание головы, сидение, ползанье – в норме; более сложные локомоторные функции несколько задержаны – моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, быстрое уставание при  ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую и твёрдую жуют долго и медленно, долго держат за щекой;

  • речь развивается с задержкой: первые слова к 1,5-2 годам, фразовая к двум-трём, долго непонятна для окружающих; к 4-5 годам многие звуки появляются спонтанно, речь становится яснее, но в целом остаётся фонетически неоформленной;

  • неточность и слабость артикуляционных артикуляционных движений;

  • вялость и ограниченность движений языка: гиперкинезы, быстрое утомление, потеря точности выполнения движений, тремор; в состоянии покоя язык неспокоен, напряжён, лежит бугром, постоянно оттягивается в глубь рта; кончик языка слабо выражен, паретичен;

  • может быть парез подъязычного нерва, его следствием является стёртая, не резко выраженная нейродинамическая симптоматика: движения замедлены, напряжены, быстро истощаемы, требуют от ребёнка усилий;

  • характерна мозаичная симптоматика с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений (при нарушении лицевого и подъязычного нервов страдают губные и язычные звуки  при нарушении подъязычных нервов – боковое произношение шипящих звуков и звука «Р», при нарушении языкоглоточных нервов – расстройство фонации, назальность, нарушение произношения «К», «Г», «Х»;

  • нечёткое произношение гласных звуков;

  • нарушения озвончения, трудности в овладении слоговой структурой слова;

  • затруднена автоматизация звуков;

  • нарушения сенсорных функций: зрительная агнозия, нарушения фонематических процессов;

  • требуется комплексная и специальная коррекционная работа: логопедические занятия в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, логопедическим массажем, логопедической ритмикой.

 

Отличие функциональной дислалии от ринолалии

При функциональной дислалии отсутствуют как врождённые так и приобретённые аномалии в строении артикуляторного аппарата (ращелины верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого нёба); нарушения неречевого и речевого дыхания; назализация гласных и согласных звуков; нарушения общей моторики; физическая ослабленность; выраженные эмоционально-волевые нарушения.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии

При экспрессивной алалии:

  • сохранно восприятие речи;

  • понимание речи возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции;

  • хорошее слуховое внимание;

  • отсутствие эхолалий;

  • использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств.


Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты

При глухоте:

  • - без специального обучения речь отсутствует;

  • - нарушена просодика речи (мелодика, ритм, паузация, ударение;

  • - мимико-жестикуляторная речь не сопровождается словами и невербальными вокализациями.

  • Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития.

  • При экспрессивной алалии:

  • - задержка темпа усвоения языка, нарушение структурно-функциональной стороны языка;

  • - нарушения в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической системах языка;

  • - необходимо специальное обучение.

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии – только одна из его подсистем – фонетическая. При алалии  многие звуки подвержены нарушениям (искажения, замены, пропуск, повторения, перестановки), при стёртой дизартрии преобладают однотипные нарушения – либо только искажения, либо замена, либо пропуск. При алалии доминируют замены звуков, при дизартрии – искажения. При алалии наблюдаются искажения небольшого количества звуков, при дизартрии – множественные нарушения.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от системного недоразвития речи

Алалия – форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, неусвоение в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов.

Нарушение развития речи при умственной отсталости является результатом патологии познавательной деятельности.

При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающие сложные отношения между фактами действительности. При алалии наблюдаются попытки выражать в речи причинно-следственные связи доступными для ребёнка языковыми средствами или  использовать невербальные языковые средства. Умственно отсталые в своей речи либо совсем не выражают причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.

При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме, а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования.

У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная, но может быть правильной в формально-языковом, в частности, грамматическом отношении.

Дети с алалией обладают достаточно большим запасом «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи.

У детей с системным недоразвитием речи запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.

У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение, сравнение): степень обучаемости на много выше, чем при умственной отсталости.

У детей с моторной алалией имеется критическое отношение к своей речи.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма

У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращённую речь, дети с аутизмом на обращённую речь не реагируют.

Дети с алалией обладают экспрессивной речью, в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую мимико-жестикуляторную речь. У данной категории детей отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.

У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодики (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).

При алалии имеется стремление к контактам, за исключением речевого негативизма; наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.

У детей с алалией в отличие от аутичных детей не наблюдается стереотипность в движениях и действиях.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»