Скрининг готовности к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное учреждение

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

Копейского городского округа

Челябинской области

 

Скрининг готовности к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Анализ скрининга готовности к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи от 06.05.2012

В соответствии с планом работы управления образования администрации Копейского городского округа в мае месяце  2012 специалистами ЦДиК проведено скрининговое исследование готовности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к школьному обучению.
К  тяжелым нарушениям речи относят - общее недоразвитие речи (ОНР)  1, 2, 3 уровня, заикание,  ОНР с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР),  нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР),  фонетико-фонематическое недоразвитие речи с МДР (ФФН с МДР).  Легкие нарушения речи выражены фонетико-фонематическим (ФФН), фонематическим, фонетическим недоразвитием речи.  Чистая речь предполагает развитие речи в соответствии с возрастными нормативами. Диаграмма № 1

 

  

 

В данном мероприятии приняло участие 116 детей (84 человека из центральных детских садов и 32 человека из поселковых детских садов), что составило 22% от общего объёма генеральной совокупности (540 человек).  Скрининг респондентов  проводился в  восьми  дошкольных учреждениях города: № 7, 27, 29, 37, 50, 52, 53 (Диаграмма № 1).  Для исследования была использована «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вархатовой Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.. Данная методика содержит 11 субтестов (Таблица № 1), определяющих психолого-педагогическую готовность  детей к обучению в школе, рассчитанных на 1 занятие (30-40 минут).  Критерии определения уровня готовности детей  по данной методике: 

  • ребёнок, набравший 18 баллов и больше, к обучению в школе готов – высокий уровень;
  • ребёнок, набравший 16 или 17 баллов, к школе готов «условно» - средний уровень;
  • ребёнок, набравший 15 баллов и менее, вероятнее всего, к школе не готов – низкий уровень.

Предлагаемые субтесты позволяют выявить уровень запаса знаний, умений и навыков, имеющихся у ребёнка к моменту поступления в школу, а так же определить качественное своеобразие интеллектуального развития ребёнка и некоторые особенности его личности.
Личностная готовность предполагает умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, умение общаться со сверстниками, отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Интеллектуальная готовность  предполагает развитие мышления и речи дошкольника. Таблица №1. 

Название субтеста

цель

1

Нелепицы

Установление эмоционального контакта.

2

Пространственно-арифметический диктант

Диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно-образного мышления
(ориентировка в пространстве).  Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.

3

Последовательные картинки

Диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношения и диагностика развития монологической речи.

4

Геометрические фигуры

Диагностика уровня развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу.
Педагогический аспект – диагностика знания ребёнком названий геометрических фигур.

5

Аналогии

Диагностика сформированности основ понятийного мышления.

6

Логопедический

Диагностика звукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ.

7

Запрещенные слова

Диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.

8

Ключи

Диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.

9

Чтение

Педагогический аспект – диагностика знания букв, умения читать.

10

Рисунок человека

Диагностика образного мышления и тонкой моторики.

11

Составление слов

Диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

 Распределение выпускников с тяжелыми нарушениями речи МДОУ по школам. Диаграмма №2

 

Динамика развития речи  выпускников ДОУ. Таблица № 2.

Логопедическое
заключение

МДОУ №

Количество детей

7

27

29

37

39

50

52

53

+\-

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

2010

2012

 

 

10

14

4

22

14

20

19

13

0

116

116

 

ОНР 1 ур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

- 1

1

 

 

ОНР 2 ур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

- 1

1

 

 

ОНР 3 ур

6

 

7

 

1

 

14

1

1

 

8

1

7

2

6

2

- 48

50

6

 

ОНР 2-3 ур

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

1

 

 

ОНР 3 ур. заикание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

-1

1

 

 

ОНР 3 ур + МДР + заикание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

-1

1

 

 

ОНР 3 ур + МДР

 

 

 

 

2

 

4

3

4

 

3

 

5

2

4

1

-16

22

6

 

НВОНР

3

2

2

 

1

 

3

2

7

3

2

 

3

3

1

2

-10

22

12

 

ФФН+МДР

1

 

4

 

 

1

1

 

 

 

2

 

3

 

1

2

-9

12

3

 

ФФН

 

2

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

2

 

1

+10

 

10

 

ФФН+

заикание

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

-1

2

1

 

ФН

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

1

 

4

 

1

+13

 

13

 

ФН + заикание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

+1

 

1

 

ФФН с дислалией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

-3

3

 

 

Дислалия

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1

 

1

 

заикание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

+2

 

2

 

Легкие нарушения речи

 

2

 

3

 

1

 

5

 

4

 

1

 

6

 

2

 

 

24

 

%

 

20%

 

21,4%

 

25%

 

22,7%

 

28,6%

 

5%

 

31,6%

 

15,4%

 

 

20,7%

 

ранг

 

6

 

5

 

3

 

4

 

2

 

8

 

1

 

7

 

 

 

 

Тяжёлые нарушения речи

10

3

14

0

4

1

22

6

14

3

20

2

19

7

13

9

+85

116

31

 

%

 

30%

 

0%

 

25%

 

27,3%

 

21,4%

 

10%

 

36,8%

 

69,2%

+73,3%

 

26,7%

 

ранг

 

3

 

8

 

5

 

4

 

6

 

7

 

2

 

1

 

 

 

 

Чистая речь

 

5

 

11

 

2

 

11

 

7

 

17

 

6

 

2

 

 

61

 

                       %

 

50%

 

78,6%

 

50%

 

50%

 

50%

 

85%

 

31,6%

 

15,4%

 

 

52,6%

 

ранг

 

4,5

 

2

 

4,5

 

4,5

 

4,5

 

1

 

7

 

8

 

 

 

Показатели развития речи  у выпускников МДОУ в 2012. Диаграмма №3.

 

Из таблицы № 2 и диаграммы № 3  видно, что 52,6% детей  с тяжелыми нарушениями речи исправили речевой дефект. Речь стала чистой.  Проранжировав дошкольные учреждения,  можно отметить, что логопеды МДОУ № 50, 27 выпускают детей в школу с чистой речью (85% и 78,6%), что превышает средний показатель по детским садам.  Легкие нарушения речи (хорошая речь с значительными улучшениями) к концу учебного года отмечается у 24  дошкольников (20,7%). 
 А у 26,7% (31 человек) выпускников с тяжелыми нарушениями речи  остался тяжелый дефект. Динамика в речевом развитии прошла без значительных улучшений.  В МДОУ № 53, 52 и 7 ранжирование показало низкий процент исправления речи у детей (69,2%; 36,8% и 30%).
Используя критерии оценивания выполнения субтестов по методике «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вархатовой Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В., был получен средний балл готовности дошкольников к школе (таблица №3).  Он составил 17,8 баллов, что соответствует условной готовности к обучению в школе выпускников с тяжелыми нарушениями речи в восьми МДОУ.  
Выше среднего балла набрали ребята из дошкольных учреждений №50 (18,8); 37 (18,6); 39 (18,6); 29 (18,5); 27 (18,3); 53 (18,3). Средний показатель выше 18 баллов указывает готовность выпускников к обучению в школе. 
Условно готовы к обучению в школе дети из МДОУ №52 (16,9 баллов).
В МДОУ №7 средний балл составляет 15 б., что соответствует восьмой позиции в ранжировании дошкольных учреждений на готовность  к обучению в школе выпускников с тяжёлыми нарушениями речи.  Из таблицы №3 и диаграммы № 4)  видно, как расположились позиции в ранжировании количественных средних по дошкольным учреждениям показателей субтестов.  На 1 месте находится субтест №1 «Нелепицы» (2 балла), что указывает на хороший эмоциональный контакт респондентов с исследователями.  2 место  - субтест № 4 «Геометрические фигуры».  Это значит, что уровень развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу достаточно высокий (1,9 балла).  А так же, что выпускники знают названия геометрических фигур. 
Субтесты №2 («Пространственно-арифметический диктант»), №5 («Аналогии»), №8 («Ключи»), №9 («Чтение») оказались на 4,5 месте при ранжировании, так как по каждому из этих субтестов  выпускники из дошкольных учреждений набрали в среднем по 1,8 балла. Умения действовать по правилам, ориентироваться  в пространстве,  основы понятийного мышления, умения устанавливать и использовать закономерности занимают среднюю диспозицию.  Выпускники на среднем уровне  знают буквы, умеют читать и считать в пределах 10. Ниже среднего балла (1,8)  оказались  субтесты  №6, 3, 10, 7, 11. Средний балл по субтесту №6 («Логопедический») составил 1,7 балла и оказался на 7 месте.
Субтест №3 («Последовательные картинки») набрал в среднем 1,6 баллов и занял 8,5 место, как и субтест №10 («Рисунок человека»). На 10 месте (1,4 балла) - субтест № 7(«Запрещенные слова»).
Последнее 11 место в системе ранжирования замыкает средний показатель (0,9 балла)  по субтесту №11 («Составление слов»). Эти субтесты характеризуют  недостаточность  сформированности наглядно-схематического и образного мышления умения устанавливать причинно-следственные отношения, развития монологической речи, наполняемость словарного запаса, правильность  звукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ.  А так же недостаточность в развитии тонкой моторики  и умения  произвольно  общаться со взрослым (диаграмма №5).
Готовность к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. Таблица №3.

ОУ

Субтесты

 

 

Готовность к школе

Школы №

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сумма

Ранг

Готов

Условно готов

Не готов

1

2

3

6

7

9

13

38

42

44

48

Чел.

1

7

2

1,9

1,3

2

1,9

1,5

1,3

1,8

1,4

1,8

0,6

15

8

6

3

1

 

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

27

1,9

1,8

1,7

1,9

1,5

1,7

1,4

1,8

2

1,7

0,9

18,3

5,5

10

3

1

2

 

 

2

1

 

 

 

 

6

3

 

3

29

2

2

2

2

2

1,5

1,5

1,8

1,8

1,5

0,5

18,5

4

2

2

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

4

37

1,9

1,9

1,3

1,9

1,5

1,8

1,1

1,9

2

1,9

1,3

18,6

2,5

17

2

3

 

 

 

 

 

 

4

18

 

 

 

 

5

39

2

1,8

1,6

2

2

1,9

1,1

1,5

2,1

1,6

1,1

18,6

2,5

12

1

1

5

 

 

 

 

1

 

 

6

 

1

 

6

50

2

1,6

1,5

2

1,9

1,8

1,6

1,8

1,6

1,4

1,6

18,8

1

15

5

0

4

 

 

1

2

 

 

 

7

1

3

2

7

52

2

1,7

1,2

1,7

1,3

1,8

1,1

1,9

1,9

1,5

1

16,9

7

9

9

1

 

 

 

 

14

 

 

 

 

1

4

 

8

53

2

2

2

1,9

2

1,3

2

2

1,7

1,5

0,08

18,3

5,5

8

5

0

6

 

 

1

2

 

 

 

2

 

2

 

Сумма

15,8

14,7

12,6

15,4

14,1

13,3

11,1

14,5

14,5

12,9

7,08

142,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

2

1,8

1,6

1,9

1,8

1,7

1,4

1,8

1,8

1,6

0,9

17,8

Коли-чество детей

79

30

7

17

9

1

4

19

1

4

18

15

8

17

2

1,8

ранг

1

4,5

8,5

2

4,5

7

10

4,5

4,5

8,5

11

 

%

68,1%

25,9%

6%

14,7%

7,8

0,9%

3,5%

16,4%

0,9%

3,5%

15,5%

13,4%

6,9%

14,7%

1,7%

субтест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

1

2

3

3,5

6

11,5

8,5

1

11,5

8,5

2

5

7

3,5

10

 

 Показатели распределения баллов  по субтестам в МДОУ. Диаграмма № 4.

Показатели распределения среднего  балла  по субтестам. Диаграмма № 5.

Показателями развития речи у детей с ТНР является  средний суммарный балл по субтестам №3 «Последовательные картинки» (1,6 балла), №5 «Аналогии» (1,8 балла), №6 «Логопедический» (1,7 балла), №9 «Чтение» (1,8 балла), №11 «Составление слов» (0,9 балла). Средний суммарный балл по этим пяти субтестам составляет 1,6 баллов. Снижение среднего балла относительно каждого из пяти субтестов дал низкий показатель по субтесту  №11, который характеризует недостаточную  креативность детей в использовании абстрактного материала (букв при составлении слов).
Респонденты в среднем показали 68,1% (79 человек) готовности к обучению в школе (диаграмма №6).
Выше среднего показателя готовности к школе готовы выпускники из МДОУ №39 (85,7%), 37 (77,3%), 50 (75%), 27 (71, 4%).  Ниже среднего показателя оказались дошкольники из МДОУ № 53(61,5%), 7 (60%),  29 (50%), 52 (47, 4%),  6 % (7 детей) не готовы к обучению в школе.  Это три выпускника (13,5%) из МДОУ № 37,  один (10%) из МДОУ № 7.  По одному  ребёнку не готовы  -  в МДОУ №27 (7,1%), 39 (7,1%), 52 (5,3%) и 7 (10%).  В МДОУ № 29, 50 и 53 детей не готовых к обучению в школе нет.

Готовность к обучению в школе выпускников с  тяжёлыми нарушениями речи.Диаграмма № 6.

Общие показатели развития речи и готовности детей с тяжёлыми нарушениями речи к обучению в школеТаблица № 4.

ОУ

Количество детей

Готовность к школе

Речевое развитие

 

 

 

 

 

готов

ранг

Ус.готов

ранг

Не готов

ранг

Чистая
речь

ранг

Легкие
нарушения
речи

ранг

Тяжелые
нарушения
речи

ранг

1

7

10

6

 

3

 

1

 

5

 

2

 

3

 

 

 

 

 

60%

6

30%

4

10%

2

50%

5,5

20%

6

30%

3

2

27

14

10

 

3

 

1

 

11

 

3

 

0

 

 

 

 

71,4%

4

21,4%

6

7,1%

3,5

78,6%

2

21,4%

4

-

8

3

29

4

2

 

2

 

0

 

2

 

1

 

1

 

 

 

 

50%

7

50%

1

-

7

50%

5,5

25%

3

25%

5

4

37

22

17

 

2

 

3

 

11

 

5

 

6

 

 

 

 

77,3%

2

9,1%

7

13,:5

1

50%

5,5

22,7%

5

27,3%

4

5

39

14

12

 

1

 

1

 

7

 

4

 

3

 

 

 

 

85,7%

1

7,1%

8

7,1%

3,5

50%

5,5

28,6%

2

21,4%

6

6

50

20

15

 

5

 

0

 

17

 

1

 

2

 

 

 

 

75%

3

25%

5

-

7

85%

1

5%

8

10%

7

7

52

19

9

 

9

 

1

 

6

 

6

 

7

 

 

 

 

47,4%

8

47,4%

2

5,3%

5

31,6%

7

31,6%

1

36,8%

2

8

53

13

8

 

5

 

0

 

2

 

2

 

9

 

 

 

 

61,5%

5

38,5%

3

-

7

15,4%

8

15,4%

7

69,2%

1

 

 

116

79

 

30

 

7

 

61

 

24

 

31

 

 

 

100%

68,1%

 

25,9%

 

6%

 

52,6%

 

20,7%

 

26,7%

 

 

 

ранг

1

 

2

 

3

 

1

 

3

 

2

 

Сравнение распределения количества выпускников МДОУ по степени развития речи и готовности к обучению в школе. Диаграмма № 7.

 

Выводы: 

  1. Уровень готовности детей с тяжёлыми нарушениями речи к обучению в школе на 1 июня 2012года составляет 68,1%  от 116 (100%) детей и относится к  высокому уровню развития.

  2. 25,9% (30)  дошкольников условно готовы к обучению в школе и относятся к среднему уровню готовности.

  3. 6%  или 7% детей не готовы к обучению в школе и имеют низкий уровень готовности.

  4. Речевое развитие в пределах возрастной нормы у 61 (52,6%) выпускника, что говорит о положительной динамике речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи.

  5. У 24 (20,7%) человек остаются легкие нарушения в развитии речи.

  6. 31 (26,7%) ребёнок  имеют тяжелое нарушение речи.

  7. У выпускников с тяжёлыми нарушениями речи недостаточно развита монологическая речь, звукопроизношение, страдает наполняемость активного словаря,  умение дифференцированно осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез  слов.  Наглядно-схематическое  и образное мышление  -  в  стадии формирования.

  8. Выпускники МДОУ умеют осознанно  читать.  У большинства дошкольников сформированы основы понятийного мышления.

 

Предложения:

  1. Обеспечить возможность получения логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в условия школьных логопунктов в школах № 1,2, 3, 6, 7, 9, 13, 38, 48, 42, 44.

  2. Отрегулировать взаимодействие между специалистами службы сопровождения в ОУ.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»